Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 6 ноября 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Сергей АРАКЕЛЯН: "Федеральные университеты — это научно-образовательные структуры, работающие в глубокой интеграции с высокотехнологичным производством"

02 сентября 2008 02:52

Проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета Сергей Аракелян. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета Сергей Аракелян. Фото с сайта www.strf.ru
Справка:
Аракелян Сергей Мартиросович, проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета.

Идея создания в России сети федеральных университетов связана с реальными проблемами вузовской среды. Основные из них: неподготовленность сотрудников университетов к работе в рамках интегрированных межкафедральных и межфакультетских структур на принципах проектного управления; оторванность образовательного процесса от научно-инновационного; недостаточное взаимодействие вузов с бизнес-сообществом; неумение научно-образовательной и производственной сфер формировать новые рынки. Все эти проблемы поднимает Сергей Аракелян, проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского государственного университета, в письме, присланном в редакцию STRF в ответ на наши вопросы.

Как Вы оцениваете идею создания в России сети федеральных университетов? По какому принципу они должны формироваться, какие задачи решать? Не считаете ли Вы, что вокруг этой темы в последнее время слишком большой ажиотаж? Многие вузы хотят поучаствовать в этом проекте, получить значительное финансирование…

— Ни о каком ажиотаже речь не идёт. Государство определило свои приоритеты и, естественно, вузы хотят в своей практической деятельности им следовать. Насколько я понимаю, принципы государственной политики в научно-образовательной сфере сводятся к следующим позициям: поддержка сильных вузов; повышение конкурентоспособности национальной образовательной системы за счёт обеспечения её организационного и интеллектуального превосходства; использование достижений высшей школы в реальной экономике; ценности научно-образовательной и высокотехнологичной производственной сфер должны конкурировать с повсеместно рекламируемыми сейчас ценностями общества потребления.

Однако, кроме общих посылок, государство в лице Минобрнауки должно чётко сформулировать критерии создания федеральных университетов и определить требования как к головному вузу, так и к ассоциированным (интегрированным) с ним учреждениям разного уровня профессионального образования. Также должны быть определены чёткие контрольно-измерительные показатели для оценки эффективности реализации вузами своих инновационных образовательных программ в части совершенствования экономических механизмов стимулирования учебной и научно-инновационной деятельности, повышения эффективности управления инновациями и капитализации знаний. Это и будет служить, с одной стороны, критерием для выбора центрального вуза, а с другой, позволит скомпоновать системообразующие результаты и выводы, представить опыт, полезный для тиражирования в учреждениях высшего профессионального образования страны в целом.

Идея создания в России сети федеральных университетов связана с реальными проблемами, которые существуют в вузовской среде. Основные из них: неподготовленность сотрудников университетов к работе в рамках интегрированных межкафедральных и межфакультетских структур на принципах проектного управления с персонифицированной ответственностью каждого руководителя разного уровня в своём сегменте деятельности; оторванность образовательного процесса от научно-инновационного; недостаточное взаимодействие вузов с бизнес-сообществом в организации совместных площадок; неумение научно-образовательной и производственной сфер формировать новые рынки. Решить эти проблемы возможно путём создания в рамках федерального университета научно-образовательных структур, работающих в глубокой интеграции с высокотехнологичным производством.

Ключевым моментом при создании федерального университета должна быть грамотно продуманная система управления, поскольку её совершенствование является основной проблемой развития вузов в условиях становления инновационной экономики страны.

Каким Вы видите место Владимирского госуниверситета в системе высшего образования. Предполагается, что ведущим вузам страны могут присвоить статус "исследовательских центров". При каких условиях его может получить ВлГУ? И насколько близка Вам эта идея?

— Поскольку Владимирский госуниверситет является участником национального проекта "Образование" (с 2007 по 2008 год мы реализуем инновационно-образовательную программу (ИОП) "Региональная технопарковая зона/технопарк на базе Владимирского государственного университета как площадка для внедрения инновационных образовательных программ"), то участие в проекте по созданию сети федеральных университетов является для нас определяющим.

Главные задачи на этом пути: реализация в полной мере целей ИОП с достижением объявленных показателей результативности по всем мероприятиям; выбор оптимальной стратегии развития университета на долгую перспективу (до 2020 года) в соответствии с приоритетами государства по реформированию и развитию научно-образовательной сферы страны в условиях рыночной экономики. При этом мы рассматриваем объявленные федеральные приоритеты как поле для реализации стратегии развития инноваций в нашем университете. Для этого в основном уже существует соответствующая нормативно-правовая база.

В рамках этого правового поля ВлГУ реализует: разработку образовательных программ в интересах и с привлечением работодателей; проведение ориентированных научных исследований с инновационной перспективой при соответствующем уровне научных публикаций и патентов по их результатам; взаимодействие с бизнес-сообществом для привлечения инвестиций в науку и образование; прогнозирование и обеспечение потребности в специалистах необходимого уровня компетенции по конкретным направлениям. Этот последний пункт — неотъемлемая часть деятельности ВлГУ для обеспечения плацдарма для рывка в экономику знаний.

Сергей Аракелян: "Для реализации стратегии развития инноваций на базе университетов уже в основном существует соответствующая нормативно-правовая база. Главными документами для нас являются: постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 года №71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"; ФЗ от 1 декабря 2007 года № 308 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки"; указ президента от 7 мая 2008 года №716 "О федеральных университетах"

Владимирский госуниверситет выполняет роль ведущего регионального вуза в реализации партнёрства государства и бизнеса в условиях развития инновационной экономики. Финансовое обеспечение всей этой деятельности предполагается за счёт создания устойчивых потоков многоканального финансирования на долговременной основе. В плане бюджетной поддержки это сводится к участию в федеральных целевых программах и в проектах РФФИ, РГНФ и других государственных фондов, а также в региональных программах по перспективным и конкурентоспособным направлениям развития научно-технической сферы Владимирской области.

Статус исследовательского центра фактически уже реален для ВлГУ, в частности, речь идёт о реализации комплексного мегапроекта инновационной образовательной программы университета на базе межрегионального многопрофильного и междисциплинарного центра коллективного пользования перспективными и конкурентоспособными технологиями для применения в промышленности (конкретно, в машиностроении), в том числе теми, которые относятся к отечественным достижениям в области нанотехнологий.

По заявлению министра Фурсенко, в России должно остаться не более 150—200 конкурентоспособных университетов, все прочие должны быть преобразованы в филиалы. Оправданно ли сокращение вузов? И если да, каков, на Ваш взгляд, оптимальный путь для реализации этих планов?

— Не всё так просто и однозначно. Конечно, высокие должностные лица не хуже нас понимают проблемы научно-образовательной сферы и видят пути их решения. Главный вопрос при реформировании вузовского сектора — он должен стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы. Отсюда и основные принципы, о которых многократно говорил министр. Сильные организации и в науке, и в образовании должны рассчитывать на большую бюджетную поддержку, чем "средневзвешенные". На смену конкурсам инновационных программ вузов придут конкурсы межвузовских проектов — интегрированных сетевых научно-образовательных программ. Но должны быть внесены изменения в Гражданский и Бюджетный кодексы, которые позволят создать вокруг научно-образовательных учреждений пояса инновационных компаний, в уставный капитал которых разработчики (вузы) смогут вносить свою интеллектуальную собственность. А чтобы вузовский сектор не низводился к фабрике подготовки кадров нижнего звена, нужно развивать фундаментальную науку и разрабатывать комплекс мер по привлечению талантливой молодёжи к научно-образовательной деятельности.

Конечно, в процессе реформирования системы высшего образования государство пытается решить и чисто практическую задачу — кардинального уменьшения числа бюджетополучателей. С этим связаны планы по резкому уменьшению числа университетов федерального уровня, по выбору организационно-правовой формы образовательных учреждений (автономные или бюджетные) и др. Здесь, безусловно, существуют большие проблемы и значительные риски. В частности, в условиях модернизации системы образования не ясны перспективы в аспекте административно-правового статуса и механизмов бюджетного финансирования; есть вопросы и по "конструированию" зарплаты бюджетников на основе критериев эффективности работы для оценки её качества по конечным результатам деятельности (постановление Правительства РФ №605 от 22 сентября 2007 года). В этом последнем случае существует риск, что главным становится не качество образования, которое должно быть лучше и выше, а формальный контроль процессов его реформирования. В связи с этим уместно вспомнить опасения ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президента РАН академика Виктора Садовничего о том, что главным человеком в университете станет не профессор, а инспектор. Конечно, эти глобальные риски возникают не на пустом месте. С одной стороны, в некоторых региональных вузах (и во многих частных) действительно осуществляется подготовка профессиональных кадров низкого уровня. (Как заметил министр Фурсенко, чьи традиции менять не надо, так это МГУ или слабых вузов, когда абстрактно говорят о сохранении традиций образования.) С другой стороны, научные достижения высшей школы не востребованы высокотехнологичным сектором реальной экономики страны.

Последнее: следует учитывать общий "перекос" экономики России в сырьевую область. В связи с этим необходимо вспомнить, что инновации возникают из-за влияния внешних факторов (в основном, по причинам конкурентоспособности). Это хорошо видно на примере наших сырьевых монополистов, у которых сейчас наблюдается явная стагнация из-за погони за "короткими" деньгами в ущерб проведению целенаправленной инновационной политики на долговременное развитие отрасли. Поэтому сфера образования не может не чувствовать на себе влияния этих негативных процессов, и никакие реформы высшей школы не возможны без кардинальных изменений в экономике страны и в менталитете бизнес-сообщества.

В частности, конкурентоспособность университета сейчас связывают с уровнем развития эндаумента (целевого капитала), но он не будет работать в нынешней экономической ситуации. Позиция бизнеса такова: пока нет реальных льгот, легче просто дать средства на свою конкретную образовательную программу, чем вкладывать финансы в общий целевой фонд.

Материал подготовила Марина Муравьёва, STRF.ru

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы