Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Поп-миссия

30 мая 2008 20:18

Фото с сайта www.og.ru
Фото с сайта www.og.ru
Недавно, накануне фантастической победы "Зенита" над "Баварией", в Санкт-Петербурге прошел первый межконфессиональный футбольный турнир "Кубок дружбы". В соревнованиях участвовали 12 команд из православных, католиков, мусульман, иудеев и футболистов, исповедующих другие религии. Координировал турнир клирик Софийского собора Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП священник Глеб Грозовский.

Батюшка с детства увлекается футболом и является духовником обладателей Кубка УЕФА. Пример отца Глеба не исключение. Среди священников в последнее время все больше тех, кто гоняет мяч, катается на лыжах, седлает мотоцикл, прыгает с парашютом, участвует в рок– и бардовских фестивалях, выступает с проповедями в театрах и кинозалах. Для них это не просто получение удовольствия, но миссионерская работа: примеру батюшек следуют многие миряне, которые со временем становятся их прихожанами.

До недавних пор православных пастырей упрекали в излишнем консерватизме и социальной пассивности: с народом не общаются, а все больше отсиживаются по храмам. То ли дело протестанты или католические святые отцы: играют в баскетбол, выступают с рок-концертами и даже проводят мессы-аэробики.

Но, похоже, образ унылого замкнутого попа уходит в прошлое и у нас. Многие священники, которые до принятия духовного сана занимались спортом, играли рок-н-ролл или снимались в кино, не оставляют полностью своих мирских увлечений и заражают ими других.

Байкер тоже человек

Настоятель Яковлевского храма в Ярославле отец Георгий Лапшин частенько садится на мотоцикл и колесит по области вместе с местными байкерами. Члены мотоклуба "Черные медведи", считающие отца Георгия своим духовным наставником, подарили ему новый японский "Чоппер" (до этого батюшка ездил на отечественном "Иже"). В прошлом году он организовал крестный ход на мотоциклах с иконой Ильи Муромца, вместе с "Черными медведями" проделав путь от подмосковного Одинцова до ярославского храма Михаила Архангела.

В поселке Стрелка, что на Кубани, 30-летний отец Димитрий Савин и вовсе решил организовать при местной церкви байк-клуб. Правда, у него самого байка сейчас нет. Свои "Иж" и "Урал" он продал, чтобы выручить деньги на строительство в селе нового храма. "Многим моим прихожанам непонятно, как может батюшка любить мотоцикл, – говорит отец Димитрий. – Но у нас такие дороги, что сам Бог велел. Кроме того, мотоцикл – это не только средство передвижения. Для меня это еще и средство самовыражения. Он дает ни с чем не сравнимое чувство свободы. А для православного человека – это самое важное ощущение".

В прошлом году члены нижегородского мотоклуба "Ночные волки" отправились в паломничество по святым местам. Для их духовного окормления (наставничества) епархия откомандировала отца Димитрия Колобова.

"Я с радостью ухватился за это предложение, – рассказывает священник. – Если честно, к байкерам я относился настороженно, но решил, что пропустить такую возможность нельзя". Целую неделю "Ночные волки" с отцом Димитрием колесили по Нижегородской области, накрутив на спидометрах по 1,5 тыс. километров. После поездки мнение о байкерах у отца Димитрия кардинально изменилось. "Многие к ним относятся настороженно из-за их внешнего вида и символа – волка, – говорит священник. – Но волк тоже тварь Божья. И я очень рад, что в храмы и монастыри байкеры входили в своей одежде. Для других людей это пример того, что храм открыт для всех, вне зависимости от внешнего вида".

Вера в рок

Настоятель храма в поселке Инской Кемеровской области отец Андрей Петручко в свободное от службы в храме время играет в рок-группе "Миссия". До поступления в семинарию он с отличием окончил музыкальное училище по классу ударных. Два года назад к нему обратились ребята, искавшие себе в ансамбль барабанщика. Отец Андрей согласился помочь и сел за ударную установку, а потом научил играть одного из парней. Но до сих пор на каждой репетиции он дает своему протеже мастер-класс, а иногда и сам выходит на сцену. Обучил музыкальной премудрости отец Андрей и местных звонарей. Кроме того, священник организовал в поселке отряд скаутов, с которыми летом отправляется в походы. За три года службы отца Андрея в храме число прихожан увеличилось вдвое.

В Пермской области по местным военным частям и колониям гастролирует православный ансамбль с участием священников. Для старшего поколения православные музыканты исполняют бардовские песни, для молодежи – рок. Руководит коллективом отец Николай Чернов. "Рок – это протест. И я протестую против бездуховности современного общества", – говорит священник. По его словам, добиться внимания людей легче, если говорить на их языке. Поэтому, если после концерта хотя бы десять человек захотят приобщиться к Богу – это будет победой.

Если еще десять лет назад к первым рок-попам их собратья относились настороженно, то сегодня – все чаще с пониманием. "Священник не может возглавлять фирму, содержать публичный дом, быть солдатом, – рассказал "НИ" настоятель храма сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко). – Но у него, как и других людей, может быть свободное время, в которое он вправе музицировать, заниматься спортом или писать песни – православными канонами это не запрещается. Кроме того, мы ничего не можем делать без благословения. К примеру, я занимаюсь музыкой, но делаю это по благословению патриарха. Как миссионеру мне приходится часто общаться с рокерами, быть в курсе последних новостей. Хотя я прежде и сам играл в группе, рок мне уже скучен, но этой деятельностью заниматься нравится".

Не храмом единым

В этом году сначала в российской, а затем в нескольких европейских столицах была исполнена "Рождественская оратория" епископа Венского Илариона (Алфеева), выпускника Московской консерватории. "Для меня оказалось большой неожиданностью, что я возвратился к музыке после 20-летнего перерыва, – признался владыка. – В мои планы это не входило. Но творчество – вещь непредсказуемая. Идея заключалась в том, чтобы перенести атмосферу храма, атмосферу богослужений на сцену концертного зала, то есть чтобы в какой-то степени расширить аудиторию".

На вопрос, могут ли богослужебные тексты стать основой для сочинений в других жанрах – например, в том же роке, епископ Иларион ответил: "Я воспитывался на классической музыке, но, наверное, можно сказать так: если это будет качественная музыка, то отнесусь к ней положительно, а если какая-нибудь попса... то ей лучше вообще не быть".

В старые времена лицедейство считалось грехом, актеров даже хоронили за церковной оградой. Совсем не то сегодня: в России появились православные театры. Первой ласточкой в начале 90-х стал московский "Глас". Его духовником патриарх назначил протоиерея Георгия Докукина, к которому позднее присоединился священник Александр Егоров. "Театр наш является общиной, – говорит отец Георгий. – К нам порой приходят люди, далекие от церкви, которые постепенно воцерковляются. Отец Александр, по образованию художник, занимается с артистами живописью и рисунком. Но самая главная наша роль – священническое окормление. Театр не может быть лживым, необходимо нести людям ту энергию, которая способна изменить мировоззрение".

Благословение на болевой

Большим любителем горных лыж является митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). В дни кратких отпусков он частенько отправляется в Альпы. Также, по слухам, владыка – фанат аквабайка. А еще он ежедневно совершает пробежки со своими собаками. "За целый день насидятся они дома и так рванут по улице, что еле за ними поспеваю, – признался он в одном из интервью. – Метров пятьсот пробегу за ними, потом подтяну к себе и пешочком столько же пройду. Так вот каждый вечер прохожу-пробегаю километров пять-шесть".

Если уж архиерей не скрывает своих увлечений, простому священнику это позволительно подавно. В Ленинградской области в деревне Тервеничи священник Александр Гаврилов организовал секцию самбо. Сам он стал заниматься борьбой еще в детстве. "Пять лет назад мне в руки попалась брошюрка, – говорит отец Александр. – В ней были очерки про миссионерский опыт наших современников, служащих на периферии. Мне запомнился пример одного из священников, который организовал в своем приходе секцию единоборств. Сам бы я, наверное, до этой идеи не додумался. Ведь любое восточное единоборство подразумевает не только тренировки приемов борьбы, но и постижение каких-то религиозных учений. Для православного человека это невозможно. Поэтому нам лучше подходят очищенное от религии самбо".

Местная администрация приняла предложение отца Александра о создании секции: выделили зал, закупили инвентарь. Сначала пришли малыши, а взрослые стояли на улице и смотрели в окна. Через какое-то время и они стали тренироваться наравне с детьми.

В Омске настоятель храма Константина и Елены 32-летний отец Дионисий Чернов учит играть в футбол и хоккей местных ребят. Под его началом тренируются шесть дворовых команд. Если на футбольное поле отец Дионисий выходит в спортивной форме, то на льду появляется в рясе, за что подопечные называют его в шутку Бэтменом. Заняться игровыми видами спорта священника заставила болезнь – врачи посоветовали ему больше двигаться. "На площадке я чувствую себя мальчишкой, – поясняет отец Дионисий. – Это помогает находить общий язык с ребятами".

В небесах и на дне морском

Есть среди священников даже парашютисты. В 2006 году в Рыбинске (Ярославская область) в День Воздушно-десантных войск настоятель местного храма отец Михаил Халюто совершил самостоятельный прыжок с парашютом. До этого священник покорял небо только в тандеме с тренером.

А самый известный батюшка-парашютист – иерей Михаил Васильев, духовник ВДВ. В прошлом году под Вязьмой на учениях после прыжка стропы его парашюта запутались, однако священник сумел их частично распутать в воздухе, когда до земли оставалось несколько сот метров. Без травм все же не обошлось: врачи поставили диагноз "компрессионный перелом позвоночника", но пообещали поставить батюшку на ноги. За этот прыжок отца Михаила наградили орденом Мужества.

Первый и единственный православный священник-дайвер – отец Алексий Федоренко из Свято-Успенского собора Новороссийска. В прошлом году, в 20-ю годовщину трагедии теплохода "Адмирал Нахимов", им на глубине 34 метров было совершено заупокойное богослужение, а на самом "Нахимове" установлен освященный крест. К останкам теплохода батюшка спускался уже не раз, готовится к погружению и в этом году. Так что хобби может приобретать и вполне благочестивый характер.

"Евангельский принцип – все, что не против Христа, то за Него, – рассказал "НИ" руководитель информационно-издательского управления отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Димитрий (Першин). – Нет ничего плохого в том, что человек проявляет какие-то свои таланты, и хорошая вещь не станет хуже, если о ней кто-то узнает". По словам отца Димитрия, зачастую хобби священника – форма миссионерства. "Дело в том, что многие десятилетия Церковь была оторвана от общества, – пояснил "НИ" отец Димитрий. – Сейчас мы учимся говорить с людьми на их языке. Священник все равно остается священником, где бы он ни был: в спортзале или на мотоцикле. Это помогает ему проповедовать так, чтобы его понимали".

АНДРЕЙ ЛЕОНОВ, МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

источник: Новые известия

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы