|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Где учиться, чтобы не остаться без работы?16 мая 2008 21:53
Для того, чтобы понять это, нужно иметь представление, в каком направлении развивается российская экономика, утверждают участники состоявшейся в четверг дискуссии по теме "Востребованные специальности-2008: Какое образование получить, чтобы после окончания вуза не остаться без работы?" Согласно "генеральной линии" властей, Россия все-таки выбирает инновационный путь развития. Исходя из этого, и нужно делать выводы. Сегодняшнюю ситуацию на столичном рынке труда охарактеризовал начальник отдела информации и общественных связей Департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Андрей Гринберг. По его словам, дела обстоят вполне благополучно, даже лучше, чем во многих европейских городах. Безработных – как зарегистрированных, так и "фактических" не более 2-3% от числа работоспособного населения. Как правило, это люди старших возрастов, закончившие вузы еще в советское время, не умеющие или не желающие получать дополнительное образование или проходить переподготовку. С молодежью проблем меньше, хотя скрытая дискриминация по возрасту еще кое-где встречается. Исходя из тенденций на рынке вакансий, А.Гринберг делает прогноз: в ближайшем будущем будет расти спрос на инженеров и научных работников. Только сегодня в банке вакансий насчитывается 5,5 тыс. инженерных специальностей. Но беда в том, что сегодня уровень их подготовки во многих вузах "хромает": не хватает материальной базы. Иными словами, Россия идет в русле общемировых тенденций: быть инженером денежно и почетно и в Германии, и в США, и на Филиппинах. Еще один момент, о котором мы забываем – недостаток квалифицированно рабочей силы. По словам А.Гринберга, 80% вакансий в столичной базе данных – именно рабочие. Нынешние токари или фрезеровщики, как правило, немолоды и в силу многих причин неспособны к восприятию новых технологий. А молодежь "к станку" не идет. Поэтому важно сохранить баланс между "белыми" и "синими" воротничками, а не призывать всех поголовно получать высшее образование. С ним не согласна депутат Госдумы Нина Останина. По ее мнению, высшее образование в любом случае благо. "Если все будут учиться, то мы сможем сделать из Москвы российский Гонконг или Сингапур", – считает она. По ее мнению, беда в том, что сегодня замедляются темпы роста бюджетных расходов на образование. Если в 2007 году это было 5,09% от бюджета, то в 2010 году запланировано всего 4,82%. В 1970 году Советский Союз тратил на образовательные программы 7% от ВВП, сегодня – 3,4%. Для сравнения, в США и странах Европы эти затраты составляют порядка 5-6%. Сокращается и число бюджетных мест в вузах. Возвращаясь к разговору о востребованных профессиях, Н.Останина заявила, что специальность – не основное. Главное, чтобы образование было фундаментальным, и человек сумел впоследствии получить дополнительные навыки. Ведь предположить, каким будет рынок труда через десятилетия, невозможно – жизнь всегда вносит коррективы в подобные планы. "Наличие высшего образования в любом случае повышает шансы найти работу и зарплату выше той, что получают менее образованные коллеги", – считает она. Но нельзя забывать, что, невзирая на стремление к инновационной экономике, наша страна до сих пор "сырьевая", напоминает директор независимого рейтингового агентства "РейтОР" Ирина Артюшина. Поэтому есть и в ближайшее время останется потребность в специалистах-"сырьевиках". А обусловленная этим крайняя забюрократизированность экономики порождает спрос на грамотных менеджеров – работодатели ищут специалистов в государственно-корпоративном управлении и готовы платить им немалые деньги. Анализируя ситуацию на рынке труда, эксперты агентства пришли к выводу, что и абитуриенты идут навстречу рынку. В их среде происходят значительные изменения. По-прежнему в фаворе экономические и управленческие специальности, но уже растет интерес к техническим наукам. В лидеры пристрастий выходят и информационные технологии. Но самое главное – по-прежнему прагматичные абитуриенты уже выбирают профессию, руководствуясь не только престижностью и возможностью заработать, но и собственными интересами, способностями. Уже через полгода после начала обучения первокурсники начинают обращать особое внимание на то, далеко ли вуз от дома и можно ли совмещать работу с учебой. А работать, начиная с третьего курса, сегодня желают практически 100% студентов. Поэтому вузы, исходя из этой тенденции, должны корректировать расписание занятий, считает И.Артюшина. По словам начальника отдела профессионального обучения Департамента федеральной государственной службы занятости населения Москвы Елены Трофимовой, сегодня в базе данных много строительных вакансий – от рабочих до руководящих. Строительная сфера очень перспективна, однако беда в том, что зарплаты на начальном уровне предлагаются крайне невысокие – в среднем 13 тыс. руб. На такие деньги никто не идет. Средняя зарплата по Москве сегодня составляет 32 тыс. руб., а мэр Юрий Лужков говорит, что к 2008-09 годам она достигнет 45 тыс. руб. Люди видят эти цифры и начинают ценить себя выше, чем предлагают им работодатели. Исходя из этого, начальные зарплаты нужно повышать до 20-25 тыс. руб. Тогда вакансии начнут заполняться. Все зависит от того, что за студент стоит "в очереди" к работодателю, парирует первый проректор Российского университета дружбы народов (РУДН), доктор физико-математических наук Александр Ефремов. Сегодня выпускник должен, в дополнение к изучаемой специальности, обладать IT-грамотностью и знать иностранные языки. Причем не только английский, который является для современного специалиста обязательным "по умолчанию", но и какой-либо другой – испанский, французский, китайский и даже суахили. Выпускники РУДН, обладающие этими навыками, по мнению проректора, стоят на рынке труда от 45 до 60 тыс. руб. – и это в начале карьеры, добавляет он. Проблема в том, что работодатели и вузы никак не могут прийти к плодотворному взаимодействию в кадровых вопросах. Первые не желают тратить силы и время на выработку корпоративного заказа вузам на подготовку специалистов, выстраивание системы профессиональных стандартов. Вторые не могут или не хотят перестраивать учебные планы, исходя из потребностей рынка. Вот и получается, что по окончании вузов на трудовой рынок выходят десятки тысяч специалистов, не отвечающих ожиданиям работодателей, но оценивающих себя слишком высоко, чтобы работать за минимальную зарплату. Советская система распределения давно почила в бозе, а ее аналоги – всевозможные ярмарки вакансий – развиты слабо. Вот и получается, что работодатели безуспешно ищут "молодых, но с опытом", а молодые гадают – в какой профессии после окончания вуза их ждет больше денег?
Наталья БОКАРЕВА
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |