Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Министр для культуры

15 мая 2008 21:20

Александр Авдеев на приеме в бытность свою послом РФ во Франции. Фото с сайта www.rosbalt.ru
Александр Авдеев на приеме в бытность свою послом РФ во Франции. Фото с сайта www.rosbalt.ru
В России культура — это больше чем… Я хотел сказать: "явление, состояние общественного развития, сознания, души, наконец". Но не написал. Решил на всякий случай заглянуть в вечный Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона от 1896 года, где в томе XVII между "Култагоем" и "Льдом" про "Культуру" сказано весьма неожиданно. Во всяком случае – для меня.

Помимо того, что она — "термин, употребляемый в сельском и лесном хозяйствах", это слово в России, оказывается, "в общественных науках и, особенно, в истории употребляется в двояком смысле". Во-первых, "под культурой разумеется известная степень образованности", а во-вторых, "более широкое словоупотребление придает культуре значение вообще быта или внутреннего состояния, без какого бы то ни было намека на степень развития того или другого народа".

Яснее и не скажешь: культура в России — это вовсе не показатель уровня нашего развития, в том числе – и демократического. Это лакмусовая бумажка уровня нашей образованности, да и то – в "известной степени"… Вот и получается, что во все обозримые времена – для меня это начинается с пушкинской поры – культура у нас была частью "быта и внутреннего состояния", не более того. Иными словами: российское государство с его политическими экзерсисами и экономическими судорогами развивалось само по себе, а люди формировали и развивали культуру в значительной степени тоже сами по себе.

Вот и получается, что для большей части мыслящего населения России – и в столицах, и в земствах – культура являлась таким же естественным состоянием ума и души, как, скажем, вера в Бога. Мы же не рождаемся интеллигентами или верующими, мы ими становимся. Или никогда не становимся. Как бы получаем посвящение на протяжении всех лет жизни. Правда, нередко бывает и так, что человек вроде бы посвящение получил, а посвященным так и не стал…

Но хватит о земном, поговорим-ка лучше о высоком! Ибо культура в России всегда была сферой политики. Не самой первостепенной, продвинутой и передовой, но тем не менее. И во все времена ее главным чиновником – во всяком случае, гласным и видимым – являлся министр культуры. Он, родимый, играл роль казенного индикатора интеллектуально-творческого состояния обывателей на шестой части суши.

Первым министром культуры в моей памяти, тогда еще советским, осталась статуарная и пассионарная Екатерина Великая – так прозвали бывшую ткачиху из Вышнего Волочка Екатерину Алексеевну Фурцеву. Помню, как энное число мохнатых десятилетий назад мы с друзьями-учителями парились в Четвертом номере московских Центральных бань. Начали поддавать, подкидывать из ковшика кипятку в чугунную "грелку" под потолком, как услышали, что из соседней парной кто-то тоже запускает парок. Сухо, весьма умело, даже мастерски… Пляф, пляф! "Узнаю по почерку! – вздрогнул парившийся в этот "чистый четверг" вместе с нами Алексей Иванович Аджубей, маэстро журнализма, бывший главный редактор "Комсомолки" и "Известий". – Кать, ты что ли?!" "Да это ты, Леш! – Обрадовался сочный женский голос. – Скажи твоим мужикам, чтоб разошлись. Я сейчас так поддам, что им мало не покажется!.."

Фурцева была той самой напористой ленинской "кухаркой", которая могла управлять государством. Она, конечно, много дров в советской культуре наломала, но была красивым и живым человеком, олицетворявшим куцую хрущевскую оттепель. Она пронеслась, как космический болид, чтобы сгореть в душной земной атмосфере брежневизма, породившего таких безликих существ, как Петр Нилович Демичев.

Этот уставший от самой номенклатурной жизни человек не хватался за револьвер при одном лишь слове "культура" — резких жестов он смертельно боялся, — но наверняка мечтал "собрать все книги бы да сжечь". Он тихо ненавидел настоящих писателей и художников, которых "властители партийной морали" пачками высылали из страны, и считал журналистом любого, у кого есть дома журнальный столик. Впрочем, кто сегодня помнит этого "железного дровосека" КПСС, кроме ветеранов интернетовского движения?

Хаотичная горбачевская перестройка затребовала иных министров культуры – так сказать, профессиональных. Но только в одной узкой сфере: в театральной. Николай Губенко и Юрий Соломин, прекрасные актеры, оказались способны руководить лишь в размерах вверенных ими театров. А министерство культуры всей огромной страны, трещащей по швам, как старое ведро со льдом, осталось не у дел. Надолго.

Правда, потускневший на глазах одного лишь поколения министерский образ удалось несколько позолотить Евгению Сидорову. Талантливый писатель, профессор литературы, друг мэтров искусств и ремесел, он напоминал своим кипучим темпераментом великого француза Андре Мальро, бывшего министром культуры при генерале де Голле. Но ельцинская Россия с ее "свободой сколько съешь" вовсе не была новой голлистской Пятой республикой. Бюджет министерства культуры сжимался, как шагреневая кожа. В нищавшей стране без руля и без ветрил издавали в типографиях и снимали в кино, что хотели, телевизионные вкусы формировали рекламой МММ с оптимистичным дебилом Леней Голубковым и восторженно бездумным "Полем чудес". Не говоря уже о бесконечных сладких сериалах из латинской жизни... Исход известен: за считанные годы некогда "самая читающая в мире страна" превратилась в полуграмотную провинцию. Отстой крепчал!

Я не впадаю в черную меланхолию и не клевещу. Просто с болью вижу продолжение той самой культурной "антитенденции" в министрах путинской эпохи. В Михаиле Швыдком, превратившем министерство культуры в собственную вотчину, а значит – в симбиоз телевизионного бистро и товарной биржи. (Ни в какой другой цивилизованной стране, кроме, пожалуй, Италии Берлускони, министр культуры не стал бы вести на телевидении развлекательную передачу. Не царское это дело!) В спящем великане Александре Соколове, умевшем благодаря большому аппарату спичрайтеров составлять для кабинета министров объемистые и триумфальные реляции и продолжающего кормить народ "жвачкой" вместо культуры. А чего стоят "перл за перлом", которые периодически перли у этого мыслителя на голубом глазу, не скрывавшего, что он не любит ни книг, ни театра! Такая фраза как "Надо работать засуча рукавами" в устах главного чиновника от российской культуры дорогого стоит!

Впрочем, как утверждали герои Вольтера, все к лучшему в этом лучшем из миров. И Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура), главой которого до 12 мая этого года был Михаил Швыдкой, упразднили, передав его функции и бюджет Роскультуры непосредственно министерству культуры. И Александр Соколов сдал свои дела новому руководителю. На эту должность премьер-министром Владимиром Путиным выбран кадровый мидовец Александр Авдеев, в обозримом прошлом первый заместитель министра иностранных дел РФ, а в совсем недавнем – посол нашей страны во Франции.

Ветер ему в паруса! "В моем восприятии это назначение сколь неожиданное, столь и радостное, — сказал "Росбалту" о новом министре культуры профессор Мишель Лессаж, известный французский специалист по конституционному праву и эксперт Совета Европы. – Александр Алексеевич — истинный русский интеллигент и энциклопедически образованный человек, сумевший за годы работы в Париже завоевать авторитет в мире французской элиты, в том числе – и интеллектуальной, и многое сделать для продвижения российской культуры за рубежом".

Да, глава российского министерства культуры — это идеальный пост для амбициозного интеллигента, прекрасно владеющего не только многими иностранными языками, но и литературным русским, что – как выясняется – немаловажно для министра культуры у нас. Но, по-моему, Александру Авдееву, который должен стать именно министром для культуры, сейчас не позавидуешь. Из ситуации в сфере национальной культуры, которая сегодня "образно на болото похожа" — выражение премьера Михаила Фрадкова – новому министру надо быстро и умело выруливать на твердую почву. И не сетовать на отсутствие для этого запрашиваемого бюджета, как периодически слезно делал другой Александр – Соколов, — а предпочитать словам акты, конкретные свершения и реальные проекты.

Ведь не за горами – очень хочется верить — федеральная целевая программа развития культуры, решение о принятии которой власти давно обещают российским гражданам. Разве не она, Культура с большой буквы, ценнейшая и не имеющая цены часть нашего "быта и внутреннего состояния", а значит – наше личное все? В претворении вчерашнего невероятного в завтрашнее очевидное и пригодится немалый дипломатический опыт Александра Авдеева.

Кирилл Привалов

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы