|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Мускульные ожидания07 мая 2008 18:11
И ожидания российских граждан, судя по всему, с одной стороны, отчасти противоречивы, а с другой, вполне показательны. За обновление состава правительства (решительное или частичное) выступает 33 % граждан, тогда как за сохранение (полное или в основном) – 47 %. Остальные затрудняются с ответом. И с этой точки зрения получается, что в основном общество скорее ждет продолжения прежнего курса и прежней политики. С другой стороны, возникает вопрос, что именно граждане понимают под "продолжением прежнего курса". И второй-третий вопросы Левада-центра, касающиеся того, кого из министров стоит в правительстве сохранить, а кого отправить в отставку, как раз и показывают, какой компонент в правительстве и правительственном курсе желают сохранить граждане. Левада-центр ранжировал оценки по разнице голосов граждан за сохранение данного политика и за его отставку и получил интересную, политически вполне определенно-узнаваемую картину. Выделяется лидерская группа министров, у которых число голосов за сохранение явно превышает число голосов за отставку. И эта группа вполне показательна. В нее входят Сергей Шойгу (44 % на 3 %), Сергей Иванов (35 % на 3 %), Виктор Зубков (31 % на 5 %), Сергей Лавров (18 % на 2 %), Николай Патрушев (11 % на 5 %). Вторая группа – те, у кого голоса за сохранение выше голосов за отставку, но незначительно: Александр Жуков, Татьяна Голикова (разница по 5 %), Дмитрий Козак и Рашид Нургалиев (по 4 %), Эльвира Набиуллина (всего 2 % разницы). Пограничную группу составляют министры, у которых число голосов за отставку равно числу голосов за сохранение: Владимир Устинов и Анатолий Сердюков – 5 на 5 %. Далее можно выделить четвертую и пятую группы министров, у которых число голосов за сохранение меньше числа голосов за отставку, но между собой их можно разделить, по аналогии с первыми двумя группами, на тех, у кого отрицательный баланс 5 % и меньше, и у кого он больше – группа арьергарда, наиболее непопулярных министров нынешнего кабинета. К четвертой относятся Сергей Нарышкин и Леонид Рейман – отрицательный баланс 1 %, Игорь Левитин – 3 %, Алексей Кудрин – 4 %. Пятая, арьергардная группа: Юрий Трутнев и Алексей Гордеев – отрицательный баланс 6 %, Виктор Христенко – 5 %, Андрей Фурсенко – 8 %. И получается, что все группы обладают некоторой читаемой политической определенностью. Лидеров общественного мнения отличает присутствие некоторого, условно скажем, мускульного образа. Их нельзя было бы отнести сугубо функционально к силовикам: в группу не попадают ни министр юстиции и бывший генпрокурор, ни министр обороны. Не попадает в нее и министр внутренних дел. И, наоборот, попадает ведущий дипломат страны. Но последний, занимающий по идее одну из наиболее "мирных" должностей, явно отличается скорее близостью к дипломатическому типу Громыко, нежели Козырева. То есть суждение граждан выносилось явно не по "роду занятий", а по олицетворяемому образу, с запросом на доминирование такой черты, как "твердость", "решительность" и, в целом – мускульность. Вторая группа относительно неопределенна: в ней и Рашид Нургалиев, и Татьяна Голикова, и Эльвира Набиуллина, и Дмитрий Козак, то есть достаточно разные люди. При этом Голикова и Набиуллина по показателям баланса оценок оказываются далеко впереди Кудрина, попавшего в нижнюю часть предпоследней группы. С другой стороны, понятно, что в конечном счете всех трех последних министров можно отнести к одному, условно говоря, финансово-либеральному лагерю. Если же они оказались в разных и даже не соседствующих группах – это, вероятнее всего, можно объяснить тем, что общественное сознание в силу понятных моментов министров-женщин оценило скорее не по идеологическому, а по гендерному признаку и проявило к ним определенное снисхождение. В целом либералы оказались разбросаны по трем группам – второй, четвертой и пятой, и этот разброс позволяет предположить, что в их оценке доминируют действительно не идеологические компоненты. Но идеологические, тем не менее, тоже присутствуют: министры этой тенденции явно тяготеют к набору отрицательных оценок, "идут на дно" в общественном восприятии. Правда, то, что самое "дно" таблицы занимают не они, можно рассматривать как некое свидетельство того, что в общественном сознании есть и более негативное определение: последними оказались Гордеев и Фурсенко, то есть министры, ответственные за два из четырех "национальных приоритетов". Гордеев – скорее всего в силу традиционного пессимизма общества в отношении перспектив сельского хозяйства, но очень может быть, что и за счет роста цен на продовольствие. Фурсенко – за счет устойчивых ссор с системой высшего и среднего образования и нелепых экспериментов, навязываемых в этой сфере несмотря на негативное отношение к ним общественного мнения. Кстати, можно заметить, что все персоны, так или иначе в общественном сознании связавшие себя с образом организаторов преобразований и реформ в тех или иных сферах, от Козака до Фурсенко, несут в себе тренд непопулярности. Лидирующая же "мускульная группа" очевидно и является носителем того образа, который импонирует обществу. Причем, если несколько выделить из нее безусловного лидера Сергея Шойгу – как старожила и издавна популярного министра, несколько (не смотря на партийную принадлежность) дистанцированного от политики, и Виктора Зубкова – как сохраняющего некоторый пиетет в качестве премьер-министра, то остаются три фигуры, для современного общественного сознания России олицетворяющие то, что оно хотело бы сохранить в качестве политического приоритета. И персонифицированные имена этой политики (если отвлечься от того, что в целом она понимается как "курс Путина") – это Сергей Иванов, Сергей Лавров и Николай Патрушев. Это может нравиться или не нравится, но даже если этого не принимать, надо, прежде всего, понять и признать, что, по сути, это и есть то, чего общественное мнение России сегодня хочет от власти. Правда, возможно, не совсем этого хочет и сама власть, хотя, безусловно, нельзя сказать, что она совсем уж этого не хочет. Но если она и хочет чего-то "не совсем этого", ей придется уже в ближайшие недели определяться с тем, как совместить то, чего хочет она, с тем, чего хочет общество. Определяться с тем, как будет выглядеть новый состав правительства и как этот облик будет соотноситься с приоритетами общественного мнения. А отсюда и с тем, каковы будут места и реальное влияние тех, кого общество относит к числу министров-лидеров, и кого оно помещает в группы правительственного арьергарда.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |