|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Глобализация российского масштаба07 мая 2008 18:07
Одновременно министр регионального развития Дмитрий Козак выступил с инициативой создания суперрегионов. Эксперты полагают, что эту идею глава Минрегиона вынашивал давно, но теперь наступает наиболее благоприятный момент для начала ее реализации: дать старт укрупнению российских республик, краев и областей может новый президент Дмитрий Медведев. Кстати, "пробные шары" по этому поводу в последнее время вбрасывали и некоторые из глав регионов. Вновь заговорили о целесообразности объединения Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области руководители обеих столиц Юрий Лужков и Валентина Матвиенко. Им вторил калужский губернатор Анатолий Артамонов, выразивший не так давно готовность поступиться частью полномочий и стать "префектом" столичного суперрегиона. Приводил он и аргументы в пользу укрупнения: все равно рынок труда сегодня построен таким образом, что значительную часть ресурсов отбирает Москва, а вместе с ними и налоги, которые сегодня уходят в ее бюджет, а при создании макросубъектов финансово-бюджетная политика изменится. К слову сказать, новое есть ни что иное, как хорошо забытое старое. Здесь уместно вспомнить и петровскую административную реформу, результатом которой стала "нарезка" России на восемь губерний. Позднее появились генерал-губернаторы, обладавшие более широкими полномочиями, чем "просто" губернаторы. Советская административно-плановая система хозяйствования не могла обойтись без экономического районирования регионов: в РСФСР таких зон было десять. Уже в постсоветский период появились ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации "для реализации совместных экономических, производственных, научно-технических и социальных программ". Всего таких объединений было создано восемь: "Северо-Запад", "Центральная Россия", "Черноземье", "Северный Кавказ", ассоциация областей и республик Уральского региона, "Сибирское соглашение", "Большая Волга", "Дальний Восток и Забайкалье". Да и детище Владимира Путина – семь федеральных округов – позволило начертать контуры будущих "мегагуберний". Их создание, безусловно, подтвердит курс на усиление центростремительных тенденции в федеративных отношениях – в противовес тем, которые доминировали еще десять лет назад, ставя саму Федерацию на грань распада. Возвращаясь к планам Дмитрия Козака, необходимо все же избегать прямой параллели с федеральными округами, которые в случае начала региональной реформы продолжат выполнение, по большей части, политико-административных функций, а десять суперрегионов планируется создать, исходя, в первую очередь, из макроэкономических критериев. Цель – выравнивание социально-экономического положения в регионах-донорах и дотационных субъектах. Кто бы мог возглавить новые административно-территориальные образования? Тут уместно вспомнить о поправках в закон об общих принципах организации региональных органов госвласти. Для того их и принимали, чтобы, продолжая руководить своими республиками, краями, областями, их высшие должностные лица в особых случаях могли наделяться статусом федеральных чиновников. Например, в ранге заместителей министра регионального развития "супергубернаторы" могли бы возглавить суперрегионы. Конечно, при таком развитии событий руководители субъектов Федерации рискуют потерять свой равноправный статус. И подход к замещению постов глав укрупненных территорий может быть разным. Например, на ротационной основе, как в президиуме Госсовета, или на постоянной, как, например, назначают самих губернаторов. В случае же, если новые административные единицы возглавят люди не из губернаторского "актива", а федеральные управленцы, то нездоровой конкуренции нынешних глав регионов вокруг "супергубернаторства" можно было бы избежать. Кроме того, неизбежно встанет вопрос о правовом статусе органов управления макросубъектами Федерации. Если непрописанные в законодательстве федеральные округа и их полпреды были "отрегулированы" указом президента, который вправе самостоятельно решать вопрос о структуре своей администрации, то с суперрегионами все несколько сложнее, поскольку их руководство, а также рабочие аппараты придется встраивать в систему исполнительных органов государственной власти, причем пока не вполне ясно каких – региональных или федеральных, поскольку иные в Конституции РФ не прописаны. Однако, представляется, что глава Минрегиона как высококвалифицированный юрист сможет грамотно разрешить эту коллизию в правовом русле. И самое главное, цель любой реформы – повышение эффективности функционирования той или иной системы. И здесь важен медицинский принцип "не навреди". И если вспомнить, как трудно формировались федеративные отношения на первоначальном этапе постсоветского периода, то можно себе представить, какая ответственность лежит на тех, кто готов взяться за региональную реформу и успешно ее реализовать.
Александр АНИСИМОВ
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |