|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Три запроса русского общества24 апреля 2008 23:05
По мере движения политического процесса становится ясным, что народ интересуют три основных направления развития общественной и политической жизни страны. Это общественные институты в форме элементов гражданского общества, социальное развитие в форме преодоления наиболее вызывающих и бесчеловечных проявлений капитализма в России и национальный характер страны в форме преодоления антинационального советского прошлого и создания государства, в котором русский народ будет себя чувствовать хозяином, а не бессловесным налогоплательщиком. Эти три запроса очень важны для понимания перспектив развития политических движений в России. Причем, эти запросы зависят друг от друга. Решение социальных проблем тесно связано со структурами гражданского общества, так как именно они могут обеспечить выстраивание справедливых форм реализации социальной системы на местах. Национальный вопрос тесно связан с проблематикой построения гражданского общества, так как защита национальных интересов может быть лучше всего реализована именно через неформальные, полугосударственные или вовсе негосударственные механизмы. Прежде всего, потому, что любое проведение национальной политики в пользу большинства со стороны государства сразу же натолкнется на противодействие "международного сообщества" извне и "национальных общин" внутри страны. Таким образом, все главные проблемы, которые встанут перед Россией в ближайшее время, надо решать в комплексе. Есть серьезные подозрения, что партия парламентского большинства "Единая Россия" отказалась от каких-либо действий по поиску опоры в народных массах. Единороссы похоже уверены, что в условиях полного контроля системы законодательной власти за счет большинства в Государственной Думе и после прихода на пост лидера партии Владимира Путина, ей уже ничто не грозит, положение "ЕР" незыблемо, а ее перспективы безоблачны. Однако, даже если это и так в ближайшей перспективе, то, рассматривая чуть более отдаленное будущее, мы видим, что наша страна, а вместе с ней и партия власти может столкнуться с вызовами, ответа на которые у "ЕР" нет. И эти проблемы напрямую связаны с ожиданиями нашего общества, о которых уже говорилось. Мировой кризис производства продуктов питания становится все более очевидным. Резервов для роста производства в рамках современной парадигмы развития сельского хозяйства не существует, так как слаборазвитые страны лишены возможности инвестировать существенные средства в высокопроизводительное хозяйство, а развитые страны, наоборот, вынуждены поддерживать существующее у них производство сельскохозяйственной продукции из-за ее нерентабельности. При этом количество населения в мире стремительно растет, прежде всего, за счет стран третьего мира, а вместе с населением постепенно растут и стандарты потребления, навязываемые первым миром. В результате, число потребителей продовольствия растет, и они хотят получать все больше еды, а ее качество должно становится все выше. Налицо предпосылки для нарастания социальных противоречий, вызванных основной потребностью человека – потребностью в пище. К сожалению, как раз в России эти противоречия могут принять очень резкие формы. Наш народ уже отвык питаться плохо, более того, общество потребления уже сформировало новый тип человека ориентированного на сверхпотребление и обладающего соответствующими запросами. В то же время производство продуктов питания в России не обеспечивает потребности страны, по разным показателям, от 50 % до более чем 80 %. Что будет с Россией, когда затруднения с закупками дешевой еды на мировом рынке приведут к существенному падению импорта, предсказать нетрудно. Социальное расслоение и ненависть голодных людей к сытым достигнут таких высот, каких мы не видели в самых худшие годы эпохи 90-х. Такая же ситуация со второй главной потребностью – в жилье. Программа "Доступное жилье" воспринимается в народе как смесь бюрократической показухи с официальной возможностью разворовывания бюджета. Реально за весь период, начиная с 1992 года, в России в области доступного жилья не было сделано ничего. А, между тем, старое массовое жилье советской эпохи ветшает. Скоро будет серьезной проблемой проживание в домах первых волн массовой застройки – 60-70-х годов. В них окончательно износятся коммуникации, а усталость конструкций приведет к тому, что дома будут постепенно разваливаться, как не продлевай на государственном уровне сроки эксплуатации. Что делать людям в этой ситуации, идти на улицу? Но Россия это не Бангладеш, где можно спать на улице в картонной коробке. Голодные люди, лишившиеся жилья или живущие в аварийных домах, жизнь в которых не только неудобна, но и опасна, гораздо легче пойдут на бунт, чем привыкшие к невзгодам позднесоветского периода граждане РФ начала 90-х. А ведь помимо этого будет постепенно обостряться еще одна социальная проблема – расслоение населения по уровню доходов. В 90-е годы в России была выстроена экономика, взявшая за образец экономику стран третьего мира, для которых характерна глубокая пропасть между бедными и богатыми. При наличии очень небольшой прослойки лиц, живущих по стандартам развитых стран, основная масса населения бедна или очень бедна. Лишним стимулом для такого расслоения станет образовательный кризис, который прогнозируется уже в ближайшие годы. На рынок труда постепенно начнут выходить те, кто получал образование во второй половине 90-х – начале 2000-х годов. Профессиональный уровень этого социального слоя очень низок, его появление в экономике нашей страны приведет к падению производительности труда и понижению конкурентоспособности наших товаров и услуг. А это, в свою очередь, прямо и очень быстро приведет к падению уровня заработной платы и, следовательно, еще большему расслоению общества. Решить эти социальные проблемы можно только незамедлительной и крайне решительной политикой государства, направленной на создание в России социального государства, заботящегося о своем народе. Но даже если предположить, что власть пойдет на это, остаются две другие потребности общества. Стремление к гражданскому обществу, уже сейчас весьма сильное, в условиях господства бюрократии будет только нарастать. Постепенное ущемление самоуправления на местах, фактический крах реформы местного самоуправления, превращение региональных законодательных собраний и муниципалитетов в декоративные органы не может не вызывать возмущения жителей России. Какая бы успешная политика не проводилась на общегосударственном уровне, все видят что "на местах" существенно лучше не становится (за исключением точечных зон благополучия, таких как Москва, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов). Все также куда-то исчезают средства на благоустройство городов, на строительство дорог, на развитие здравоохранения, образование. Все эти задачи необходимо поставить под контроль общества, предоставив местному самоуправлению максимально широкие права по развитию собственных регионов. В свою очередь, местная власть должна находиться под контролем общества в лице различных общественных организаций, ассоциаций, средств массовой информации. Но государственная бюрократия препятствует функционированию общественных организаций, а пресса в регионах давно уже стала синонимом продажности и угодливого услужения локальным олигархам. Третья потребность нашего общества – развитие России как русского государства – также не удовлетворяется. По-прежнему русский народ платит больше всех средств в государственный бюджет и получает из него меньше всех остальных. Он лишен специальных программ развития собственной национальной идентичности, культуры – того, что есть в любом самом маленьком национальном образовании Федерации. Более того, именно русский народ государственная система все время пытается сделать ответственным за любые проявления национальной напряженности, которые неизбежно возникают в связи с неконтролируемой миграцией населения национальных окраин в центр России. Понятно, что национальная напряженность, возрастающая год от года, это проблема, проекта решения которой у власти нет. А в таких условиях национальный вопрос в России может стать одним из факторов провоцирования социального взрыва. Ведь русское большинство в городах центральной России видит жителей окраин РФ зачастую в виде владельцев собственного бизнеса, а это порождает естественный в условиях социальной напряженности рост социально-национальной нетерпимости. Сейчас, когда мы еще не ощутили тяжелый удар комплексного кризиса, который охватит все вышеперечисленные проблемы, стоящие перед нашей страной, надо задуматься над поиском выхода из лабиринта, в котором оказалась Россия за годы реформ, а затем и за годы стабилизации, когда, несмотря на некоторые успехи, было сделано все-таки слишком мало. Задуматься и понять, что будущее России – в построении социального государства с развитыми общественными структурами. А, следовательно, прислушаться к тем, кто сейчас предлагает такой путь развития.
Михаил ДИУНОВ
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |