|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Профессор Павел Флоренский: "Чудеса – это непознанная реальность"23 апреля 2008 02:07
– Можете ли вы, как ученый, сформулировать, что такое чудо, какова его природа? – По-латыни чудо – miraculum и absurdum. Miraculum ("привидение") – это невиданное, а absurdum (от лат. surdo – "слышимое") – неслыханное. Таким образом, к чуду в комплекте нужен еще "чудовидец" и "чудопонимающий". То есть чудо, с одной стороны, объективное явление, с другой – субъективное. Поэтому чудо дается не всем. Князь Сергей Николаевич Трубецкой писал, что у древних праведных иудеев чудес не было, для них все было пропитано эманацией Божества. Противоположная позиция – у протестантов. Для них Господь запустил мироздание, а дальше уж оно само по своим законам крутится, так что у них чудес тоже быть не может. Мы – где-то в промежутке. Я живу в нормальном, материальном мире, но верю, что чудеса есть, что чудеса – непознанная реальность. – И все же "чудо" – понятие абсолютно религиозное? – Хорошо поставлен вопрос. Для верующего – абсолютно религиозное, потому что требует веры. А для человека нерелигиозного – лишь теория вероятности. Или несчастный случай. Или пруха. Религиозно-нравственная природа? Именно для того, чтобы ограничить себя лишь религиозно-нравственным аспектом, мы назвали нашу рабочую группу "Чудесные знамения, происходящие в Русской Православной Церкви". Мы занимаемся не чудесами, а чудесными знамениями, то есть знаками. – А как тогда быть с наукой? – Если наука занимается изучением чудес, значит, они также явление научное. Мусульманам легче: у них все пронизано Божьей эманацией. Любая написанная мусульманином научная книжка начинается со слов "Бисмилла ир-Рахман ир-Рахим", благословения Богу. А мы перевезли из Европы конфликт науки и религии и с ним носимся. В работе своей комиссии мы отодвинули все чудеса, связанные с людьми, с душой, со здоровьем. Мы естественники, а остальное не наше дело. Нам подай вещество. – Можно ли говорить, что сегодня чудес стало больше или меньше, чем раньше? – Думаю, что в силу и субъективного, и объективного фактора их больше. Может быть, это объясняется и более пристальным вниманием к церкви и богослужению, к иконе. Приходят новые люди и замечают эту благодать. – В последнее время стало мироточить множество икон – как к этому относиться? – Вообще-то "мироточение" в данном случае неверный термин. Лучше говорить "елееточение", "выделение масла". Миро – это то, что благословляет Святейший Патриарх во время чина мироварения, особого богослужения, совершаемого на Страстной неделе Великого поста. Что же касается икон, выделяющих масло... относиться к этому можно по-разному. Мы исходим из того, что, коль это происходит в церкви, тут никакого подвоха нет. Хорошо известны два места маслоточения – в Клину и в поселке Локоть Брянской области. Там в моленной комнате иконы стоят рядами, под ними поддоны, и в них на ваших глазах стекает масло в нарушение всех законов природы. Ведь энергия появляется за счет сгорания вещества в атомной электростанции, а здесь получается, что атомная электростанция работает наоборот. Из ничего созидается вещество? Но из ничего может творить нечто только Бог. – Можно ли с помощью каких-то приборов определить природу этого масла? – Его природа определяется одним словом – "святость". Что касается анализа, мы делали его. В Клину это масло на основе подсолнечного, в поселке Локоть – на основе оливкового. Развожу руками… – Ставит ли ваша группа вопрос, в чем философско-богословский смысл чуда? – Увольте, это не наша область. Этим занимается Богословская комиссия. Одна из наших задач – отваживать от комиссии особо любопытствующих и сомневающихся. В некотором роде мы берем удар на себя. Сегодня чудоверие все больше усиливается. У многих людей, в последние годы обратившихся к Богу, какой-то внутренний предохранитель и тормоз полетел – и понеслось, верят во все и вся. И происходит не радостное созерцание и благодарение Бога за то, что пришло некое чудо, а прагматическое и деловарское решение проблемы – страсть "лечиться чудесами". – И это плохо?
– Еще в атеистический период началось массовое увлечение колдовством, спиритизмом, экстрасенсами. Все это принесло безумный вред, отвращая от медицины. Вместо того чтобы сделать операцию и вылечить больного, начинали его "исцелять", и он, неизлеченный и неисцеленный, часто умирал.
ПАВЕЛ МАКАРОВ
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |