|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Спор с духовным наследием17 апреля 2008 22:49
При обсуждении нынешнего менталитета у нас часто ограничиваются влиянием на него советского периода. Но ведь и советская ментальность возникла не на пустом месте. Из более ранней истории обычно упоминают только психологическое наследие крепостного права. Демократии якобы сейчас препятствует неизжитая рабская психология. Но так ли это? Эмоциональный запал революции 1917 года и последующей Гражданской войны привел к тому, что народ с себя все эти комплексы стряхнул. "Мы не рабы, рабы не мы" – это осталось и после всех перипетий последующего развития общества. Но есть еще один очень важный момент в истории российской ментальности, который почему-то у нас предпочитают не обсуждать или о котором стыдливо умалчивают. Это необычайная религиозность народа в дореволюционный период. В массе своей народ был верующим. Нигилистов, марксистов, анархистов, продвинутых интеллигентов и т.п. в процентном отношении было мало. По статистике, до революции в Московско-Коломенской епархии, например, на каждую тысячу жителей приходилась церковь или часовня. И все эти храмы не пустовали, заполнялись народом. В стране было огромное количество монастырей, и на дорогах всегда можно было встретить путешествующих к ним паломников. Все это делалось по движению души и не было следствием какой-то особой пропаганды. Сам образ мыслей наших предков в немалой степени был сформирован христианской идеологией. И что же, после Октября все это в одночасье рухнуло? Что-то не верится, что такое могло вдруг случиться с многовековым духовным опытом. Нет, ничего тогда не рухнуло и никуда прежний менталитет не делся. Просто произошла грандиозная подмена понятий. Веру в Бога в Советской России заменили верой во всемогущество человека как преобразователя общества и природы. Центральную идею христианства об освобождении человечества от духовного рабства заменила внешне схожая идея освобождения людей от физического рабства. Вместо христианского учения появилось учение марксистско-ленинское, место загробного царства заняло светлое будущее. Идею соборности подменила идея коллективизма. Имя Ленина стало почитаться с религиозным трепетом, Маркс и Энгельс смотрелись как ветхозаветные пророки, а Сталин заменил собой всех апостолов и евангелистов. Излишне напоминать, что эта замена произошла насильственно, в результате агрессивной пропаганды и жесточайшего государственного террора против носителей прежней идеологии. Далее, место царя как гаранта духовности общества в Советской России занял генсек – с аналогичными функциями. Место священнослужителей в их функции носителей идеологии заняли секретари партийных комитетов. Новыми святыми стали павшие герои, а подвижниками новой веры – ударники труда, Герои Советского Союза и Соцтруда. Слово "коммунист" приобрело примерно ту же общественную значимость, что ранее "благочестивый прихожанин". Вместо храмов люди стали ходить в клубы и кинотеатры (часто из храмов и переоборудованные), на партийные и комсомольские собрания. Новые "паломники" со всей страны стали теперь выстраиваться в очередь в Мавзолей. Две эпохи во многом схожи и в обрядах. Обряд крещения был заменен в советское время торжественным приемом в пионеры и комсомольцы, а для наиболее продвинутых – и в партию. Вместо Рождества появился очень схожий по идеологическому заряду праздник 7 Ноября (рождение нового мира). Вместо Пасхи – 1 Мая (здесь в обоих случаях празднуется торжество новой идеологии). Вместо крестных ходов с иконами теперь были праздничные демонстрации, на которых несли портреты вождей. Не была забыта в новой "религии" и проповедь вечных ценностей. Ранее эту функцию выполняли школа и Церковь. В советское время – советская школа и управляемая сверху массовая культура. Писатели стали "инженерами человеческих душ". Очень кстати пришлось широкое внедрение радио и кинематографа, через которые можно было очень эффективно воздействовать на массовое сознание. То есть духовная "инфраструктура" в советское время осталась неизменной. Новая идеология оккупировала те же уголки человеческой души, которые ранее были заняты старой. По этой причине она тогда так легко и прочно утвердилась. Идеологии обеих эпох имели строго государственный характер и не допускали появления каких-либо других мировоззрений. Обе идеологии были духовным стержнем общества. Воины в одну эпоху сражались "за Веру, Царя и Отечество", а в другую – "за Родину, за Сталина". В XX веке западные страны христианской культуры прошли путь эволюционного развития, осознания ценностей гражданского общества. Причем это развитие не сопровождалось враждой с религией – наоборот, религия немало ему способствовала (вспомним деятельность матери Терезы, Папы Иоанна Павла II, популярность телевизионных проповедей и т.д.). У нас же массовое сознание в консервативной советской системе фактически застыло на уровне XIX века. Перестройка в 80–90-е годы проходила прежде всего под флагом развенчания советской идеологии. Но при этом совершенно не учитывались исторические корни, с которыми эта идеология оказалась реально связанной. Именно поэтому идеи демократического переустроения общества пришли в противоречие с российским менталитетом. Глава тогдашнего государства Борис Ельцин в отличие от царей и генсеков никак не походил на гаранта общественно значимых идеологических ценностей. Бывшее ранее пропагандистом вечных ценностей массовое киноискусство стало вдруг продвигать нечто совсем противоположное ("Бригада", "Интердевочка" и т.д.). В совершенное замешательство привела людей отмена привычных праздников 1 Мая и 7 Ноября, а вернувшиеся праздники Рождества и Пасхи из-за массового атеизма не получили прежнего идейного наполнения. На место советской "соборности" пришел капиталистический индивидуализм. Уважаемые ранее коммунисты вдруг превратились в лицемерных "коммуняк". И так далее. Именно тогда демократы стали "дерьмократами". Приход к власти Владимира Путина означал возврат ко многим советским политическим и идеологическим нормам (вертикаль власти, насаждаемая сверху идеология и др.), а поэтому и к привычным народу историческим корням. Это было воспринято с большим облегчением и создало высокий рейтинг власти. В таких условиях обычные аргументы демократов оказываются фактически бессильными. Должна быть реальная многопартийная система и на основе этого дискуссия в обществе? А у людей в подсознании сидит, что многие века государственная идеология в России в обсуждении не нуждалась. Мнение диссидентов и несогласных надо уважать? А для многих это "отлученные", изгои, и их надо только сторониться. Сталин был тиран и преступник? Для многих он мессия новой веры, которая и должна была насаждаться огнем и мечом. Тело Ленина надо вынести из Мавзолея? Скажут, это кощунство над "святыми" мощами. Оказалось, что в душах людей Церковь и государство у нас до сих пор не разделены. Поэтому во главу угла сейчас надо ставить идеологическую работу. Надо убеждать людей, что идеологический монолит в обществе – это менталитет XIX века, а не XXI, что интересы личности должны быть выше государственных интересов, что необходимы осмысление своих корней, религиозная и расовая терпимость и т.д.
Сергей Андреевич Дзюба – доктор физико-математических наук. Новосибирск.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |