|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Минфин ставит крест на светлом будущем09 апреля 2008 14:10
Минфин намерен к августу подготовить долгосрочный финансовый план развития страны, который может вступить в противоречие с крайне оптимистичной Концепцией социально-экономического развития страны до 2020 года – ее последнюю версию в марте представил МЭРТ. О планах Минфина заявил вчера на заседании расширенной коллегии министерства Алексей Кудрин. Учитывая, что МЭРТ строит свои прогнозы в расчете на ускорение экономического роста страны за счет снижения налогов, в частности НДС, и увеличения инвестиций, чему противятся Минфин и лично Алексей Кудрин, не исключено, что под вопросом окажется выполнение важнейших показателей концепции. В частности, доведение уровня ВВП по паритету покупательной способности до 30 тыс. долл. и средних зарплат до 2700 долл. на человека. По словам Кудрина, Минфин собирается к августу получить долгосрочные прогнозы отраслевых ведомств на период до 2023 года, по которым можно будет определить верхнюю планку госрасходов, а также ожидаемые экономические показатели. "Сегодня у отраслевых министерств есть планы и концепции развития до 2012, 2015, до 2020 года или даже до 2030 года. Однако эти документы не увязаны друг с другом, а расходы на них не сбалансированы", – заявил вчера Алексей Кудрин. В конце прошлого года Минфин, по словам Кудрина, официально запросил у министерств официальный прогноз на ближайшие 15 лет, однако ведомства отказались давать конкретные цифры, ссылаясь на отсутствие методов прогноза, а также соответствующих структурных подразделений. По словам Кудрина, Минфин до 1 мая разошлет ведомствам методики отраслевых прогнозов на период до 2023 года. После этого будет создана модель прогноза на 15 лет. "Сейчас мы начинаем работу фактически со старта, не обладая достаточным инструментарием. Кроме того, нам предстоит нарастить соответствующую нормативную базу", – сообщил вчера вице-премьер. Долгосрочный финансовый план, по словам Кудрина, даст точный ответ на финансовые способности России отвечать на будущие вызовы: кризис пенсионной системы, падение нефтяных цен, рост инфраструктурных инвестиций и предстоящее сокращение темпов роста госрасходов с нынешних 16% ВВП до 9–10 или даже до 4–5% ВВП. При этом, по мнению главы Минфина, правительство должно быть готово к циклическому спаду экономики и замедлению темпов роста ВВП. "Чтобы избежать жесткого приземления экономики, нам нужно вести анти-, а не проциклическую экономическую политику", – заявил вчера Алексей Кудрин. Антициклическая политика, по его словам, предполагает наращивание сбережений в период высоких темпов роста и увеличение госрасходов – в период замедления. Сегодня же, по мнению Кудрина, российская экономика находится в "высоких точках экономического цикла" и поэтому никакого стимулирования экономики за счет роста госрасходов не требуется. Выступавшая вслед за Кудриным глава МЭРТа Эльвира Набиуллина не скрывала, что у ее ведомства есть разногласия с Минфином. По ее словам, МЭРТ солидарен с Минфином в необходимости поддержания макроэкономической стабильности, однако нынешняя траектория ведет страну в тупик. "Модель роста прошлых восьми лет уже исчерпала себя, Россия не наращивает глобальную конкурентоспособность, структура экспорта заморожена, а очаги экономического роста носят локальный характер", – считает глава МЭРТа. Россия нуждается в изменении структуры экономики и увеличении инвестиций в образование, здравоохранение, инфраструктуру и инновационную систему. И хотя Минфин публично не отрицает этих приоритетов, бюджетные расходы по данным направлениям фактически сокращаются. "Доля расходов федерального бюджета на образование падает с 1% ВВП в 2008-м до 0,7% в 2010 году, а доля расходов на здравоохранение падает за это же время с 0,7 до 0,6% ВВП", – говорит Набиуллина. По ее словам, бюджетная трехлетка воспроизводит сложившуюся структуру расходов и такое положение неприемлемо для развития. "Бюджетный механизм нужно срочно изменить", – считает глава МЭРТа. По ее мнению, бюджетная трехлетка фактически откладывает все изменения на период после 2011–2012 годов и поэтому нуждается в большей гибкости. "Бюджет и финансовый план – это инструменты для реализации политики. Первичны приоритеты политики, а не сводный финплан", – уверена Набиуллина. Ссылки Кудрина на невозможность долгосрочного кредитования проектов из-за высокой инфляции Эльвира Набиуллина назвала "неправильными". "Государство должно стимулировать долгосрочное кредитование, которое может привести к качественным сдвигам в структуре экономики, и, кроме инфляции, важную роль играют надежность и предсказуемость заемщиков, обоснованность инвестпроектов и ожидаемая емкость рынков", – считает министр. "Перед страной стоит непростая дилемма: сохранять накопленные резервы или профинансировать рывок к современной экономике. Это объективная проблема, которая выходит за рамки ведомственных трений", – объяснил суть споров Минфина и МЭРТа вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Он предложил создать широкую коалицию в поддержку развития, а пока отложить утверждение Концепции развития до 2020 года, которое правительство запланировало на май. Научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин видит разумное зерно в позициях Минфина и МЭРТа. Впрочем, судя по всему, ему ближе позиция Кудрина. "Структурная политика необходима России, и без участия государства она невозможна, однако финансовая стабильность является условием этой политики, а не ее альтернативой", – считает Ясин. По его словам, период реализации временных преимуществ проходит и Россия сегодня находится в опасной зоне, где попытка стимулирования высоких темпов роста в 8–9% ВВП может обернуться инфляцией в 25% уже в следующем году. Главным же резервом российской экономики Ясин считает улучшение инвестиционного климата и повышение деловой активности. "Несмотря на все клятвы в верности властям, российский бизнес на самом деле придерживается тактики не "высовываться" и предпочитает потреблять, а не инвестировать, что одновременно повышает инфляцию и снижает рост ВВП", – отмечает руководитель ВШЭ.
Михаил Сергеев
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |