|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Без права голоса26 марта 2008 19:19
Так что прогнозы некоторых профсоюзных экспертов, что нынешний год станет богатым на протестные акции, вызывают сомнения. Ведь именно благодаря драконовским статьям Трудового кодекса почти все забастовки, прошедшие в 2007 году, были признаны нелегальными. Объявление стачки обставляется в нём такими формальными требованиями и многочисленными оговорками, что практически делает её невозможной. Как раз об этих статьях шла речь в открытом письме видных российских социологов и экономистов, обнародованном в ноябре прошлого года. Они призвали руководство страны, парламентариев и бизнес-сообщество пересмотреть трудовое законодательство и "повернуться лицом к нарастающему профсоюзному и забастовочному движению, расценить его как цивилизованный, достойный и эффективный способ регулирования трудовых отношений в рыночной экономике". К мнению специалистов не прислушались. Наплевали и на подписанные Россией международные соглашения, признающие права трудовых коллективов, и на реприманды Международной организации труда. Поговаривают, что главные противники приведения норм трудового законодательства в соответствие с мировыми стандартами, сидят в президентской администрации. Не способствует новациям и соглашательская позиция официального профсоюза – ФНПР. Организация, унаследовавшая все пороки и слабости советской предшественницы, "школой капитализма" так и не стала. Не случайно, что в последние годы её покинули около 10 млн человек. Как показывает недавний опрос ВЦИОМ, сегодня две трети россиян не являются членами профсоюза. Но и среди тех, кто в нём состоит, лишь 23% считают, что он реально отстаивает и защищает интересы наёмных работников. А 80% опрошенных заявили, что профсоюзные организации не имеют никакого влияния на предприятиях, где они трудятся. Почти все забастовки последнего времени состоялись без участия ФНПР. Их организовали независимые профсоюзы – немногочисленные организации, которые, однако, год от года играют всё более заметную роль в рабочем движении. Только в прошлом году они сумели провести стачки и акции протеста в туапсинском и петербургском портах, на предприятиях таких компаний, как "АвтоВАЗ", "Форд", "Сургутнефтегаз", "УАЗ-Суал", "Карельский окатыш", "Хейнекен", "Почта России – Питер". Однако каждый раз суды объявляли их незаконными, ссылаясь всё на тот же Трудовой кодекс. Такой же позиции придерживается и Верховный суд, который, в частности, во вторник отклонил кассационную жалобу представителей профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга. Мол, закон есть закон, и каким бы негодным он ни был, нарушать его никому не дозволено. Более того, антистачечные статьи ТК позволяют предпринимателям наносить упреждающие удары. Так было, например, с запланированной на 28 ноября общероссийской забастовкой локомотивных бригад. По иску руководства РЖД Мосгорсуд её запретил. На сей раз – с помощью статьи, не позволяющей бастовать коллективам предприятий, связанных с безопасностью страны. Некоторые компании применяют и иные методы борьбы – используют штрейкбрехеров и омоновцев, шантажируют, увольняют и жестоко избивают рабочих активистов, а в "Сургутнефтегазе" "смутьянов" под милицейским конвоем отправили на освидетельствование в местную "психушку". Как бы то ни было, в итоге большинство акций протеста заканчиваются ничем. Правда, есть и положительный пример. Боевой стачком всеволожского завода "Форд" всё-таки сумел добиться 20-процентного повышения зарплаты. Администрация вынуждена была пойти на это из-за высоких убытков, с которыми сопряжены простои предприятия, и в результате давления со стороны западноевропейских автостроителей, поддержавших борьбу российских коллег. Этот успех воодушевил и других. В середине марта краткосрочную забастовку провели рабочие цеха сборки кабин КамАЗа. К ним готовы присоединиться и коллективы ростовского "Тагаза", выпускающего Hyundai, а также столичного "Рено-Автофрамоса". Правда, профсоюзы на этих предприятиях слишком малочисленны, что – опять-таки в соответствии с Трудовым кодексом – автоматически делает любые их выступления незаконными. Вот почему москвичи собрали в минувшую пятницу митинг, на котором потребовали внести изменения в закон. Судя по всему, именно на этом направлении работники отечественного автопрома, которые сейчас идут в авангарде "альтернативного" рабочего движения, и намерены сконцентрировать свои усилия в ближайшие месяцы. В отличие от начала 90-х годов требования профсоюзов сегодня лежат исключительно в экономическом русле. Они хотят, чтобы доходы от экономического роста страны распределялись "по совести": ведь если в развитых странах доля зарплаты в себестоимости продукции составляет 50-60%, то в России – только 10%. Работодателей такое положение, понятно, устраивает и идти на уступки они явно не собираются. А потому, как можно предположить, используют все свои связи и своих людей во властных структурах, чтобы не допустить пересмотра трудового законодательства. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |