Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Культур-мультур из ящика

26 марта 2008 19:09

Екатерина Сальникова. Фото с сайта www.vzglyad.ru
Екатерина Сальникова. Фото с сайта www.vzglyad.ru
То, что телеящик есть агент влияния на массовое сознание, все больше превращается из истины в штамп... массового сознания. И не потому, что телевидение растет над собой.

Оно еле поспевает за трансформациями всего массового, утрачивающего былую четкость границ.

Культурной тематики на ТВ так много, что любая ее классификация теперь вторична. Принципиальна тотальность апелляций к культурной сфере.

Включаешь телевизор в 7.30 утра. По "Столице плюс" некий специалист в кадре рассуждает о роли керамики в облике храмов. А на РТР предлагается отправить sms на какой-то номер, чтобы проголосовать – не за бальный танец суперзвезд, не за попсовый хит или другую аналогичную дребедень, а за архитектурное сооружение, достойное звания чуда. Репортаж идет про башню Сююмбике.

И что им/нам телезрителям Сююмбике в 7.30 утра? В отсутствии Шекспира приходится предаваться непоэтической рефлексии на эту тему.

Мы движемся к гегемонии культуры как универсального подхода к любым событиям, к любой деятельности. Этот подход стирает разницу между культурой и жизнью.

Будучи в гостях у НТВ, актер Алексей Нилов рассказывал ведущей "телеутра", что в новом криминальном сериале его герой-адвокат, как и герои Сергея Селина, Анастасии Мельниковой, Юрия Кузнецова будут выступать под своими реальными именами. Мол, Нилов спросил у авторитетного человека, зачем это необходимо. Тот объяснять не стал, а только подтвердил – надо, Леха, надо.

Я могу конкретизировать. Образы Ларина, Дукалиса, Абдуловой и Мухомора приблизились к статусу национальных героев. Но старые серии "Улиц разбитых фонарей" и новые "Хроники убойного отдела" остались в ранге всего-навсего искусства (снобы могут эти строки не читать). Чтобы поднять их на высшую ступень общественной карьеры, надо превратить самих актеров Селина, Нилова, Кузнецова, Мельникову в образы, даже, если получится, в архетипы. Тогда вымысел и жизнь окончательно перепутаются. Реальность доиграется до мифа. И сериальные герои станут культурными героями нашей современности.

Первый шаг в этом направлении уже давно сделан. В анонсах ДТВ Дукалис превращается в изображение, стилизованное под рисунки Пушкина. Дукалису подрисовывают бакенбарды и цилиндр, а пушкинизированную Настю Абдулову причесывают a la Натали и облачают в платье XIX века. И все это – под стихи понятно в чьем стиле. Как известно, Пушкин – наше всё. Но каждой эпохе требуется свое всё – конечно, из материалов заказчика, то есть, современности.

Телевидение задает тональность культуроцентризма.

На этой неделе РТР показывало знаменательную серию "Исторических хроник..." Николая Сванидзе, в которой советская эпоха осмыслялась и подавалась через Иннокентия Смоктуновского как актера и человека с неповторимой фактурой и характерной биографией.

Смоктуновский у Сванидзе стал символическим образом, собирающим в себе тенденции времени, то есть политики и психологии, эстетической материи и повседневности. Был показан путь истории от воплощения Смоктуновским князя Мышкина и Деточкина до реальной личности академика Сахарова.

Фото– и киноматериалы монтировались так, чтобы подчеркнуть не только портретное сходство, но включенность всех персон-образов в единый временной вектор.

Могло показаться, что перестройка была предрешена тогда, когда Смоктуновский подался в актеры. Для современного мышления это не преувеличение, не парадокс и уж тем более не иллюзия. Это принцип, по которому объективно развивается мир.

Из надстройки культура перемещается в базис.

Можно считать, что состоялось прощание телевидения с марксовым тезисом о первичности бытия.

Первичная культура – как безбрежное и достойное упоминаний сознание бытия и бытие сознания.

Репортажи о событиях культурной сферы переходят с последнего места теленовостей на нормальные, не последние. Культуру больше не стремятся оставлять на закуску, подчеркивая ее необязательность, ее инородность политике, экономике и социальным проблемам.

Будущее на ТВ за материалами, в которых наблюдается синкретизм культуры и политики. Из недавних событий это качество ярче всего реализовалось в репортажах об очередном обострении ситуации в Тибете.

Ультрасовременная и ультраполитическая лексика комментариев сосуществовала с экранными образами тибетских монахов, облаченных в пунцовые одеяния и буквально являющихся носителями культурных традиций. Это и есть портрет сегодняшнего мира – монах, участвующий в политических демонстрациях и дающий интервью для телевидения.

Смерть писателя-фантаста Артура Кларка стала одним из центральных событий новостей, телеэссе на эту тему прошли многократно в выпусках разных каналов.

Артура Кларка не стало, без него будет другим не мир искусства, а наш мир в целом – таков подтекст. Символичнее всего в прошедшие дни смотрелся видеоматериал о Кларке на канале "Вести" – в обрамлении бегущих строк о курсах валют, биржевых рынках, политических событиях. Вербальная информация о социуме может быть рамой окна в мир культуры. Возможно и наоборот.

Современное мышление выводит культуру из резервации и растворяет в десегментированном пространстве жизни. Таким сейчас нам хочется видеть мир.

На канале "Культура" в ток-шоу "Большие" велся спор о том, хорошо или плохо увлекаться какой-нибудь субкультурой.

Подавляющее большинство выступавших составляли молодые люди. Но никто из них, по сути, не подавал голоса в защиту молодежных субкультур. Все на разные лады объясняли друг другу, чего не хватает для естественного развития в этих пресловутых "субах".

На самом деле, всерьез погружаться и самоотождествляться с какой-либо субкультурой уже несколько старомодно. А модно теперь – часто обновлять правила личной игры с большим миром. И участники ток-шоу нутром чуяли эту старомодность строгой сегментации и локализации.

Первична культура вообще – как способ выражения и клиширования.

Культурные явления из одной сферы определяются с помощью понятий из другой культурной сферы. Характеризуя тенденции весеннего сезона, модельер в интервью говорит о скульптурности форм платьев. Тележурналист высказывается о борьбе с "нефтяной зависимостью" автомобилей. Сообщается о забастовке в Интернете. Люди и машины, обыденность и искусство, социум и виртуальность – не близнецы, но родственники. Они аналогичны друг другу.

ТВ то и дело готово возводить законы человеческого мира в статус универсальных и всеобщих. Даже разница между культурой и природой начинает игнорироваться в пользу культуры.

Одним из самых характерных телеразвлечений стала демонстрация смешных, парадоксальных или абсурдных сценок, в которых действуют животные или дети – те, кто по определению ближе всего к первозданной натуре.

Закадровые комментарии являют воображаемый "внутренний голос" этих участников. Допустим, пес возит котенка по полу: "А ну-ка, давай пол мыть. Сегодня твоя очередь". Это голос человеческой и рациональной логики действий, мотиваций, реакций. Это невозмутимое до идиотизма зрелое культурное сознание, которое знать не желает ни о чем инородном.

"Человеческие черты не осознаются, все человеческое представляется внешним миром. Внешний мир представляется в виде людей", – писала в свое время исследовательница древней культуры Ольга Фрейденберг об архаическом сознании.

Сделав большую петлю, похоже, мы снова впадаем в детство человечества. Это совсем не значит, что мы выпадаем из XXI века. "Симбиоз прошедшего с настоящим", цитирую того же автора, есть органическое свойство древнего сознания.

Признавая за культурой право доминировать, мы отказываем в актуальности идее прогресса. В культуре бывают изменения, плавные и резкие, даже революции. Но не прогресс. Она развивается не к лучшему, она просто развивается. От Веласкеса к Пикассо, например. Какой тут прогресс?

Ну и что из всего этого следует – какая, собственно, разница, есть культуроцентризм или нет его? Но разница имеет место, особенно если культуроцентризм цветет в популяризированном телеварианте.

Если посмотреть на общественное развитие как на часть культурного, сразу отпадают многие претензии и ожидания – прежде всего, требование планомерного совершенствования жизни.

Жизнь в разные эпохи бывала и будет разная. Не надо ждать от нее перманентного улучшения. Ведь мы любим культуру и подходим к ней некритично. Мы готовы признать за культурой право на ее личные законы развития, на традиции и авангард. Но ведь жизнь – тоже культура.

Телевидение потихоньку готовит всех нас к радикальной перемене отношения к действительности. Критический пафос будет выходить из моды. Желание постичь логику неизбежностей будет нарастать.

Еще недавно все продвинутые граждане в душе были критиками-публицистами. Скоро все продвинутые будут в душе размышлителями и понимателями. Общество перестанет программно совершенствоваться, а будет просто развиваться – не без стараний телевидения.

Екатерина Сальникова

источник: Деловая газета "Взгляд"

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы