|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
В плену корпоративного мышления05 марта 2008 11:09
Выступая на расширенном заседании Госсовета, президент Путин назвал первой проблемой развития страны до 2020 года "создание равных возможностей для людей". Прежнее требование поворота к социальной сфере является уже недостаточным. Поставлена задача развернуться лицом к обществу – существенно снизить явные социальные диспропорции, защитить граждан от бесправия, правового нигилизма, преступности и коррупции. Но в состоянии ли власть одна создать равные возможности для людей? Разумеется, нет. Государство и бизнес в рыночной экономике неотделимы друг от друга. Умом бизнес, особенно крупный, осознает необходимость создания социально ориентированной экономики и разворота государства к социальной сфере. Однако до сих пор мы видим со стороны бизнес-сообщества лишь хаотичные и случайно выбранные акции, а не планомерную, систематическую работу по минимизации социальных диспропорций и коррупции. Создается впечатление, что бизнес не вполне понимает, в чем должна состоять его собственная функция по отношению к обществу, и часто ведет себя по отношению к нему как некое "замкнутое торговое государство" (И.Фихте). Сегодня множество более или менее крупных отечественных компаний внедряют у себя документы по деловой этике и корпоративной социальной ответственности. Но при этом наш бизнес реагирует скорее на императивы власти, чем на потребности общества: он в лучшем случае слышит власть, а не общество. Неудивительно: ведь последнее остается для него абстрактной категорией. "Нам небезразлично, – говорится в меморандуме "О принципах корпоративной ответственности", принятом Ассоциацией менеджеров России в 2006 году, – общество, которое позволяет нам вести бизнес, поэтому мы стремимся учитывать интересы и ожидания заинтересованных сторон в своей стратегии развития и видим в этом проявление своей КСО" (корпоративной социальной ответственности). Знакомство с корпоративными документами по КСО убеждает, что для российских бизнесменов и менеджеров крупных компаний существуют как бы два "общества". Первое не выходит за рамки их делового мира или делового сообщества, а второе есть некая внешняя социальная среда вокруг первого. Во всяком случае, в деловых конституциях бизнес-сообщества вы не найдете ни одной максимы, фиксирующей его ответственность перед российским обществом в целом. Весь объем и содержание такой ответственности сводится в конечном счете к ответственности компаний по отношению к "заинтересованным сторонам": работникам самих компаний, акционерам (в меньшей степени – миноритарным), клиентам, поставщикам, государственным чиновникам, местной власти и т.п. Очень характерны рассуждения авторов доклада, изданного Ассоциацией менеджеров в январе 2008 года под претенциозным названием "На пути к новому общественному устройству России": "К сожалению, сегодня российское общество больно. Симптомы этой "болезни" мы видим каждый день в виде переходящей все допустимые пределы коррупции, теневой экономики, разгула преступности, общественной пассивности... Эта та среда, в которой в неразрывной связке функционируют и бизнес, и государство". Кто должен заниматься этим больным обществом? Капитаны отечественного бизнеса, почти не задумываясь, отвечают: государство, власти, общественные организации. А наше дело созидать стоимости, получать прибыль, платить налоги, создавать условия для своих работников и помогать территориям пребывания нашего бизнеса. Впрочем, на II Гражданском форуме (22 января 2008 года) бизнесмены жаловались Дмитрию Медведеву, что в зону национальной ответственности бизнес просто не пускают, оставляя за ним лишь зоны корпоративной и региональной ответственности. Но если это так, то задачи, которые поставил президент, окажутся попросту невыполнимыми. И все же думается, что и сами предприниматели пока не готовы или не желают вкладывать свой капитал и интеллект в долгосрочную программу созидания в стране общества равных возможностей. Быть может, боятся? Скорее не желают, ведь сама власть от них этого не требует. К тому же реализация программы потребует от бизнеса траты огромных средств и уж явно не принесет сиюминутной прибыли. Философ Сергей Чернышев в недавнем интервью журналу "Эксперт" отметил, что корпорации, будучи представлены самим себе и не имея над собой какого-то целого начала, "заигрываются", пытаясь стать этим целым. По его мнению, стать таким целым невозможно, поскольку вне корпораций и бизнес-структур в каждом обществе есть некая "правящая партия" в лице прежде всего верховной власти, выступающая "от имени общества, от имени всех его людей как граждан". Что это за партия? Сергей Чернышев как-то туманно говорит о ней как о некоей "правящей корпорации" высших профессиональных управленцев-государственников. Возможно, речь идет о госкорпорациях. Пока же, по его словам, в стране есть только воля президента Путина создать такую национальную элиту не по критерию высоты власти, а по критерию "сознательности". Реализация этой воли, правда, сегодня представляется довольно призрачной, поскольку власть для того, чтобы защитить общество, должна иметь наряду с политическим суверенитетом не только "сознательность", но и экономический суверенитет. И все же если судить по критерию "сознательности", то собственники крупных компаний и их менеджеры должны доказать на деле, не дожидаясь сигналов с "командных высот", свою готовность сочетать корпоративные интересы с общественными. Они должны осознать, что либо Россия станет государством равенства прав и возможностей, либо они получат еще более глубокую деградацию непривилегированных слоев российского общества и, как следствие, деградацию самого бизнес-сообщества. Иногда бизнесмены и менеджеры высказываются в том духе, что негоже для российского бизнес-сообщества компилировать привносимые крупными зарубежными компаниями западные стандарты корпоративного поведения и деловой этики. Но, думается, дело не только в компиляции, а в том, что представители российского бизнеса ориентированы на свой корпоративный мир. Чтобы сделать бизнес-сообщество "общественно сознательным", нужен, на мой взгляд, помимо госзаказа еще длительный этап формирования "надкорпоративного мышления".
Юрий Рафаилович Фурманов – кандидат философских наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |