|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Про бессилие науки перед тайною Бермуд28 ноября 2005 06:58
Исчезновение пяти самолетов-торпедоносцев "Эвенджер" 5 декабря 1945 года до сих пор остается едва ли не самой громкой катастрофой, случившейся в этом районе Атлантического океана. Именно после этого события истории о "треугольнике смерти" начали проникать в печать. Впервые словосочетание "Бермудский треугольник" было использовано неким американцем Э.Джонсом, издавшим в 1950 году 17-страничную брошюру с таким названием. Однако она прошла абсолютно не замеченной, и обычно автором "термина" считают Винсента Гладдиса, в 1964 году опубликовавшего в одном из журналов, посвященных спиритизму, статью "Смертоносный бермудский треугольник". После этого книги о загадке Бермудского треугольника стали выходить буквально одна за другой. Среди изданий 1960-1970-х годов можно отметить труд Ричарда Вайнера "Дьявольский треугольник", "исследование" Джона Спенсера "Чистилище проклятых" (название говорит само за себя) и его же "Преддверие исчезновения". В частности, в последней работе утверждается, что на дне океана основали свою колонию пришельцы из космоса, которые используют пропавших людей, а также самолеты и корабли для своих замысловатых исследований. Но настоящий фурор вызвала книга Чарльза Берлитца "Бермудский треугольник" о 140 случаях таинственнных исчезновений в этом районе океана, впервые вышедшая в свет в 1974 году и многократно переиздававшаяся. В своей книге Берлитц предлагает сразу несколько версий случившегося с "Эвенджерами". По его мнению, самолеты либо засосала и унесла в другое время и пространство гигантская магнитная воронка, либо утащили (два подварианта – в космос или в океан) инопланетяне. Наконец, последняя, самая любимая Берлитцом, версия заключается в том, что пилотам пришлось столкнуться с действием аппарата неизвестного назначения, созданного жителями затонувшей Алантиды. Этот аппарат якобы посылает иногда судам и самолетам ложный сигнал и затягивает их в глубины океана. Правда, у Берлитца нашелся достойный противник – Ларри Кьюш, в том же 1974 году выпустивший книгу "Раскрытая тайна Бермудского треугольника", в которой постарался дать разумное объяснение исчезновению пяти самолетов. Его исследование, основанное на 400-страничном отчете специальной комиссии по расследованию инцидента при ВМС США, также многократно переиздавалось (последний раз оно вышло в 1995 году), но не имело такого же успеха, как труды Берлитца. Характерно, что именно версия Берлитца, правда, иногда в усеченном виде, без выводов о вмешательстве потусторонних сил, легла в основу легенды о 19-ом звене бомбардировщиков-торпедоносцев, которая чаще всего и рассказывается под видом достоверных фактов. Чарльз Беритц против Ларри Кьюша Версия №1. Согласно этой версии, история выглядит примерно следующим образом. На 5 декабря 1945 года был запланирован учебный полет с авиабазы военно-морских сил в Форт-Лодердейле (Флорида) на восток, затем самолеты должны были повернуть на север, а после этого вернуться на базу. В 14 часов 10 мин самолеты поднялись в воздух и отправились в полет, который должен был продлиться два часа. Обычно экипаж "Эвенджера" состоял из трех человек, но один из штурманов в тот день остался на базе. Все приборы были в безукоризненном состоянии, погода была прекрасная. В 15 часов 45 минут, когда, по идее, самолеты должны были быть уже совсем недалеко от базы, диспетчеру поступило сообщение, что положение "Эвенджеров" аварийное. Командир звена лейтенант Тейлор сообщил, что летчики не видят землю и невозможно сообщить координаты, так как эскадрилья заблудилась. С командного пункта приказали следовать на запад, однако Тейлор ответил, что происходит что-то странное, авиаторы не в состоянии понять, где запад, приборы не работают, и даже "океан выглядит не так, как обычно". На базе недоумевали, почему опытные летчики не могут сориентироваться по солнцу. В 16 часов 25 минут новый, назначенный Тейлором, командир попытался сообщить на базу предположения относительно местонахождения звена, но связь окончательно прервалась. Ему или кому-то другому из летчиков даже приписываются слова: "Они похожи на пришельцев из космоса", – якобы произнесенные напоследок. На поиски пропавших был отправлен поисковый самолет "Мартин Маринер", оснащенный всеми техническими средствами для приводнения в самую плохую погоду, но он также бесследно исчез. Версия №2. Книга Кьюша, основанная на отчете комиссии, существенно дополняет и очень сильно видоизменяет эту историю. Например, известно, что погода в тот день была далеко не так хороша, и на море наблюдались большие волны. Опытным летчиком в звене был только Тейлор, все остальные – курсанты. Кроме того, сам Тейлор очень просил не отправлять его в полет 5 декабря, так что, вероятно, был не в форме. Наконец, никто из пилотов не говорил ни о пришельцах, ни о странном виде океана. Из таких вот разночтений складывается совсем другая история. Известно, что летчикам нужно было лететь 90 километров на восток к Хенс и Чикен Шоулз и там провести учебный сброс бомб. Когда они выполнили задание, поступило распоряжение пролететь еще примерно 109 километров на восток, потом повернуть на север и пролететь еще 118 километров, потом развернуться и лететь наконец на базу – это еще 193 километра. Через полтора часа после начала полета лейтенант Роберт Кокс принял радиосообщение от Тейлора. Тот сообщил, что его компасы не работают, но ему кажется, что он находится где-то над цепью островов Флорида-Киз, которые располагаются к югу от материковой Флориды. Кокс отдал приказ лететь на север, в сторону Майами, в случае если Тэйлор уверен, что его самолет находится именно там. Современные самолеты оснащены системой электронных приборов, которые помогают им ориентироваться по спутниковым системам навигации (GPS), и пилоту невозможно потеряться, но в 1945 году пилотам, летающим над океаном, надо было точно знать, откуда они вылетели, сколько летели по времени, с какой скоростью и в каком направлении. Если авиатор ошибался хотя бы с одним из этих показателей, он легко мог заблудиться. Судя по всему, Тейлор в какой-то момент растерялся и подумал, что полет начался в неправильном направлении, и направился к югу, к островам Флорида-Киз. Затем Тейлор двинулся на восток. Чем дальше он летел в этом направлении, тем дальше в океане оказывались "Эвенджеры". Во время полета на берегу слышали часть переговоров пилотов, которые пытались заставить Тейлора изменить курс. "Если бы мы просто летели на запад, – говорил один курсант другому, – мы бы попали домой". В 16 часов 45 минут в аэропорту поняли, что Тейлор безнадежно заблудился. Ему приказали передать управление полетом одному из курсантов, но он не сделал этого. С наступлением темноты связь становилась хуже. Из нескольких слов, услышанных в аэропорту, было ясно, что Тэйлор все еще летел в северо-восточном направлении, а не на запад. В 17 часов 50 минут на берегу засекли слабеющий сигнал Тейлора. Он находился к востоку от Нью-Смирна-Бич, Флорида. Но средства связи были столь ненадежны, что "Эвенджерам" нельзя было передать эту информацию. На поиски эскадрильи вылетели два самолета "Мартин Маринер". Один из них вернулся на базу, а второй взорвался через несколько минут после отлета, а не пропал без вести. Дело в том, что у самолетов "Мартин Маринер" была репутация "летающих бомб" из-за особой конструкции топливного бака. Предполагается, что небольшую утечку топлива просто не заметили и самолет взорвался. Экспедиция обнаружила на месте взрыва несколько деталей от поискового самолета, но собрать их не смогла из-за плохой погоды. Никаких следов "Эвенджеров" тогда не нашли, но этому тоже есть разумное объяснение. Как отметил один из коллег Тэйлора, "Эвенджеры" весили 14 000 фунтов (6350 килограммов) без снаряжения и людей. Так что, когда их накрыла волна, они сразу ушли ко дну. В качестве причины катастрофы комиссия в своем отчете указала растерянность Тейлора, однако мать пилота заставила исправить это место в документах и указать, что "причины неизвестны". Тем не менее полностью разгаданной эту загадку считать нельзя. Интересно, что в 1991 году в 600 футах от берега Флориды водолазы-кладоискатели вроде бы обнаружили пять "Эвенджеров". Но специалисты пришли к выводу, что это не 19-ое звено. Кроме того, сообщалось, что в 1987 году один из "Эвенджеров" был найден на шельфовом дне Мексиканского залива. Впрочем, никаких доказательств того, что это самолет из 19 звена, представлено не было, а возможность преодолеть за такой короткий срок столь огромное расстояние, пытались объяснить особыми свойствами водных вихрей. Якобы по теории профессора Николая Козырева все движущиеся по окружности тела оказывают сильное влияние на ход времени. Другие истории После истории с 19-м звеном "Эвенджеров" писатели и журналисты сразу вспомнили множество других случаев таинственных исчезновений в районе Бермудского треугольника. Некоторые даже брались утверждать, что это страшное место было известно еще в древности, поскольку сохранилось письменное свидетельство Гимилькона Карфагенского, датируемое VI веком до нашей эры: "Многочисленные водоросли плавают на поверхности и цепляются за корабль. Морские чудовища снуют между лениво ползущими кораблями". Однако нас скорее могут заинтересовать более поздние данные. Согласно разным сообщениям, с 1840 по 1973 год в этом районе пропало от 50 до 70 судов и около 40 самолетов. Однако, как правило, эти истории можно объяснить как мистическими, так и вполне обычными причинами. Есть, конечно, и совсем необъяснимые случаи, но нередко их странность объясняется простым недостатком информации. Конечно, вспоминать здесь все известное об исчезновениях в Бермудском треугольнике не имеет смысла. Так что приведем – почти наобум – несколько самых известных историй. Одна из них, например, гласит, что в августе 1840 года недалеко от столицы Багамских островов Нассау было обнаружено французское судно "Розали", дрейфовавшее в море с поднятыми парусами без экипажа. На судне не было никаких повреждений, груз был цел, и казалось, что люди только-только покинули корабль. В результате судно даже было прозвано "призраком" и названо спутником "Летучего Голландца". Однако при внимательном анализе выяснилось, что рассказчики что-то напутали, так как на самом деле судно называлось "Россини" (маршруты, порт назначения и даты совпадают). Как только правильное название было установлено, в "Регистре Ллойда" и "Бюллетене" этой страховой компании от 25 сентября 1840 года сразу нашелся ответ на вопрос, что же произошло с кораблем. Оказалось, что судно, следовавшее из Гамбурга в Гавану, 3 августа село на мель в Багамском проливе у острова Муарес. Экипаж и пассажиров удалось спасти. 17 августа корабль был обнаружен в открытом море – судя по всему, во время прилива судно снялось с мели, и ветер унес его в открытый океан. 4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел грузовой пароход "Циклоп" водоизмещением 19 тысяч 600 тонн. Судно было одним из самых больших в составе военно-морских сил США. На его борту находились 309 человек и груз марганцевой руды. Оно направлялось в Балтимор или, по другим данным, в Норфолк, но не прибыло ни туда, ни туда. "Циклоп" не подавал сигнала бедствия, и никаких его следов обнаружить не удалось. Предполагали, что оно было взорвано немецкой подлодкой, но позднейшее изучение немецких архивов заставило опровергнуть эту версию. Дальше выдвигались самые различные версии. Так, вполне профессиональные журналисты даже предполагали, что судно увлек на дно гигантский кальмар. В 1968 году водолаз военно-морских сил Дин Хейвз обнаружил сравнительно неподалеку от Норфолка корабельный остов. По словам водолаза, видевшего фотографию "Циклопа", это был именно он. Если учесть скорость движения "Циклопа" и попытаться восстановить его маршрут, окажется, что 10 марта он должен был быть именно там, где нашли корабельные останки. Кроме того, выяснилось, что в этой части океана в первых числах марта бушевал ураган, поднимавший восьмиметровые волны. Шторм захватил все побережье Соединенных Штатов, включая Флориду. В 1974 году остов судна был обнаружен водолазом Дугласом Армстронгом, и он также подтвердил, что речь, судя по всему, идет о "Циклопе". 21 мая 1968 года около полуночи атомная подводная лодка "Скорпион", возвращавшаяся из Средиземного моря на базу в Норфолке, сообщила свои координаты – в это время она находилась неподалеку от Азорских островов. Это было ее последнее сообщение. Подводная лодка исчезла. Известно, что следственная комиссия составила отчет, но секретный, поэтому точная причина крушения названа не была – говорилось только, что дело было в технической неисправности. В октябре 1968 года лодку нашли в 600 километрах к юго-западу от Азорских островов. Стоит сказать, что эта катастрофа не имеет вообще никакого отношения к Бермудскому треугольнику, так как лодка погибла ближе к Африке, чем к Америке. В марте 1973 года затонуло направлявшееся в Гамбург судно "Анита". Через пять дней удалось обнаружить только спасательный круг с надписью "Анита". Что произошло с судном, непонятно, однако известно, что за несколько дней до этого затонул корабль совершенно аналогичной конструкции "Норт Вариент". 21 марта этот корабль вышел из Норфолка в Гамбург с грузом угля. Около полудня радист сообщил, что судно тонет в 220 километрах от Кейп-Мей (Нью-Джерси). Спасательным судам и поисковым самолетам судно найти не удалось. Однако через три дня был обнаружен матрос, спасшийся с судна на плоту. Он рассказал, что ветер сорвал крышку люка, вода хлынула в трюм и моментально потопила судно. Один из самых загадочных случаев, связанных с Бермудским треугольником, произошел в 1881 году. Британское судно "Эллен Остин" встретило в открытом океане покинутую шхуну, без повреждений, названия и экипажа. По некоторым данным, на борту находился крупный груз красного дерева. На корабль перебралось несколько матросов, и оба судна взяли курс на остров Ньюфаундленд. Но опустившийся туман скрыл суда друг от друга. Через несколько дней корабли вновь встретились, и снова на шхуне не было никого. По другим сообщениям, матросы были мертвы. Капитан "Эллен Остин" попытался отправить на шхуну еще несколько человек, но моряки отказались. Впрочем, есть и версия, что несколько матросов забрались на шхуну, после чего она исчезла навсегда. При этом ни в одном архиве не было найдено вообще никаких упоминаний судна "Эллен Остин". Пожалуй, еще более загадочной стоит признать историю об американской подводной лодке, совершавшей плавание в Бермудском треугольнике на глубине примерно 70 метров. В какой-то момент матросы услышали странный шум за бортом и ощутили вибрацию. Она продолжалась около минуты. После этого члены экипажа стали очень быстро стареть. А когда лодка всплыла, оказалось, что она находится в Индийском океане. Прокомментировать хоть как-нибудь это "событие" не представляется возможным, поскольку нельзя установить, о каком судне идет речь и к какому году относятся описанные "события". Факты Бермудским треугольником называется район Атлантического океана между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, отличающийся сложными условиями для навигации. Рельеф дна Бермудского треугольника необычайно разнообразен: здесь можно обнаружить шельф с мелководными банками, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба. Именно здесь встречаются самые северные коралловые рифы в мире. Основание дна Бермудского треугольника – известняковая платформа, представляющая собой уникальное геологическое образование – шестикилометровый слой известняков. Природные условия здесь остаются практически теми же, что и 100 миллионов лет назад. Желоб Пуэрто-Рико – самый глубокий в Атлантическом океане. Господствующее течение – Гольфстрим, но действуют также Флоридское, Северо-Атлантическое, Северное и Южное Пассатные, Межпасстаное противотечение и другие, в том числе локальные, течения. Гольфстрим – течение быстрое, оно затрудняет либо совсем тормозит движение судов, плывущих против него. Течение пульсирует и меняет свою скорость и местоположение, часто бессистемно. Течение создает нерегулярные вихри и отклонения, многие из которых обладают значительной силой и действуют много дней. На границе теплых вод с более холодными потоками часты туманы. Это область плохо предсказуемая в метеорологическом отношении. Пассаты дуют здесь постоянно, часто бывают сильные штормы, тропические циклоны и торнадо. Именно этими, географическими, характеристиками Бермудского треугольника ученые нередко объясняют таинственные исчезновения кораблей и самолетов. Выдвигают они и гораздо более сложные версии причин крушений. Например, в 2003 году австралийские математики Джозеф Монаган и Дэвид Мей из Мельбурнского университета провели серию экспериментов с применением компьютерного моделирования, подтвердивших гипотезу, что причиной гибели многочисленных судов и самолётов может быть выделение огромных пузырей метана, которые образуются из донных отложений кристаллогидрата метана. Кстати, эта версия разрабатывалась еще в 1988 году британским геологом Беном Кленнелом. А в 2005 году своими выкладками по этому поводу поделились российские ученые Высоцкий и Корнилова. Однако простые смертные вряд ли в состоянии оценить подобные теории – их можно только принимать к сведению. Так что очевидно только одно – существует множество историй, связанных с Бермудским треугольникам, достоверность которых не всегда легко оценить, и существует множество исследований на эту тему. Однако "золотые годы" Бермудского треугольника прошли – за последние двадцать лет сообщений о новых загадочных событиях в этом районе Атлантического океана практически не было. И все больше людей готовы произнести те же слова, что и племянница штурмана Хоуэлла Томпсона, одного из пилотов 19-го звена "Эвенджеров". 17 ноября женщина дала интервью Associated Press, в котором без колебаний так прокомментировала исчезновение самолетов: "Это была просто ошибка пилота".
Вероника Голицына
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |