Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Внешняя политика для 2008: дипломатия улыбок

25 декабря 2007 01:25

изображение с сайта rian.ru
изображение с сайта rian.ru
Предсказывать непредсказуемое – вот что значит давать оценки для российской внешней политики на 2008 год. Хотя понятно, что непредсказуемость предстоит, скорее, в тихом варианте, чем в бурном. В России меняется президент, и даже при максимально возможной преемственности это означает несколько сниженный градус активности Москвы на внешней арене. Одновременно в США меняется не просто президент, а, похоже, целая эпоха. Причем фактически происходить это будет даже не с момента президентских выборов в ноябре 2008 года, а все же скорее в 2009 году. А до того и там, скорее всего, пауза. В общем, мир готов отдохнуть.

Другое дело – неожиданные вспышки уже существующих конфликтов, или неуклюжие попытки разных стран или сил воспользоваться тем, что Вашингтон, как им кажется, будет в 2008 году более тихим. Вот тогда и невозможное будет возможно.

Ниже следуют относительно рациональные сценарии событий в мире в 2008 году и некоторые попутные комментарии.

Иранский выигрыш. Иран – самая большая из проблем, которая перейдет из 2007-го в наследство 2008-му. Главное желание всего политического мира – проснуться и обнаружить, что кризис был только сном. Однако рассчитывать на такое не стоит. Сценарий первый. Иран продолжает программы обогащения урана, Совет Безопасности ООН сохраняет в силе нынешние символические санкции, США и ЕС продолжают политику свертывания сотрудничества с Ираном (односторонние санкции). Выигрывает Россия, Китай и все прочие, которые развивают с Ираном экономические связи, соблюдая при этом букву санкций ООН. Сценарий второй. США наносят по Ирану ограниченный ракетный удар, Тегеран на него не отвечает, вместо этого меняя нынешнего слишком склонного к риску президента. Выигрывает (или хотя бы не проигрывает) Россия, Китай и все прочие, которые не поддерживали ни американский нажим, ни иранские вызовы Западу. Сценарий третий – тотальная война с попыткой оккупации Ирана. США, даже при первоначальном успехе военной акции, терпят системную катастрофу, и весь мир об этом знает заранее. В итоге выигрывают все, кроме США и стран Ближнего и Среднего Востока. Сценарий четвертый: Иран в течение 2008-го по-тихому договаривается с США. Выигрывают все, особенно Иран, Россия же и тут ничего не проигрывает.

Косовский проигрыш? С самого начала ставкой России в этом кризисе была исключительно репутация. Ожидается сценарий, согласно которому вскоре после Нового года Косово объявляет о независимости, таковую признают США и часть членов Евросоюза. Россия же блокирует через Совет Безопасности ООН вступление Косово в эту организацию. То есть в итоге Косово не получает ничего нового сверх той фактической независимости от Сербии, которую и сейчас имеет. Россия в этом случае показывает неспособность заставить США и ЕС прислушаться к своей точке зрения: плохо, конечно. Зато Москва демонстрирует свою способность придерживаться принципов, не слушая никого: это хорошо, хотя и не ново. Захочет ли ЕС обратить свое просвещенное внимание на эти принципы – нерушимости границ и наказуемости сепаратизма, особенно вооруженного? А это уже проблема Европы, а не России.

НАТО доползет до Кавказа. На весеннем саммите НАТО вполне могут объявить – или почти объявить – о вступлении туда Грузии и Украины. С учетом внутренней ситуации обоих этих государств сценарий такой кажется невероятным и никому не выгодным. Но в мире творится много невероятного – например, война в Ираке тоже явно предвещала Америке много неприятностей, а вот же ее начали. Как реагировать Москве на "натовский" вызов? Это станет серьезным испытанием для нового президента, но испытанием скорее внутриполитическим. Проблема в том, что общественное мнение в России настроено в пользу как можно более резких действий и заявлений, а логика диктует, наоборот, очень тихую реакцию – и целую систему ответных мер, шаг за шагом, в течение долгого периода. Но в любом случае следует помнить, что угроза всегда страшнее ее исполнения. Пока кого-то в России пугает перспектива членства в НАТО для Грузии и Украины, сам фактор страха выглядит весомо и материально. И в этом проблема Москвы. Как только начинается конкретика вхождения этих двух стран в альянс, это уже будет проблема НАТО.

Европейский тупик. Очевидные итоги 2007 года (и предыдущих лет) – что Россия и Европа не хотят и не могут общаться в качестве, скажем так, двух систем, двух мировоззрений, двух цивилизаций. Притом что деловые и прочие связи между тысячами больших и маленьких компаний или просто людей развиваются отлично. Но по линии НАТО, Евросоюза а тем более ОБСЕ не получается уже и того пустого и бессмысленного разговора, который стороны вели последние 2-3 года ради поддержания видимости диалога. То есть кризис налицо между Европой и Россией как концепциями – и только.

Что лучше всего делать России на европейском направлении в 2008 году? Возможный ответ – не делать ничего, кроме того немногого, что уже делается. Если евроструктуры все еще не могут понять, что Россия имеет к ЕС такое же отношение, как Аргентина или Мадагаскар, тем хуже для европейцев. Москва вполне может себе позволить ждать хоть 10 лет, пока в ЕС не догадаются, как и о чем можно говорить с Россией. Европейцы уже сменили тон в разговоре с Китаем, догадаются когда-нибудь сделать что-то подобное и с Россией. И на России этот неприятный для Запада процесс, кстати, не остановится: новый век, новая расстановка сил.

Цель достигнута. Тут пора сделать то, с чего следовало бы начать. А именно, объяснить суть момента, смысл российской внешней политики, подтекст ее. Не то чтобы все это было секретом – есть множество документов на эту тему, вроде концепции внешней политики или программных (и не очень программных) выступлений президента или министра иностранных дел. Но – удивительное дело – иногда требуется еще дополнительное объяснение, типа "написанному" (или "сказанному") верить.

Так вот, по эстафете министров иностранных дел Примаков – Иванов – Лавров в России передается одна и та же внешняя политика, смысл которой – покончить с катастрофой конца 80-х – 90-х годов. Катастрофа выражалась идеалистической формулой "присоединиться к цивилизованному миру". Наверное, один раз попытаться это сделать было необходимо. Чтобы надолго запомнить урок: пока Россия стояла с раскинутыми для объятий руками, Запад видел нечто иное – руки, поднятые над головой для капитуляции. И поэтому нарушил все обещания, которые ранее давал Москве (нерасширения НАТО, например). И был готов поддерживать любой, самый абсурдный режим по российской периферии, лишь бы тот был антироссийским. Россию ослабляли всеми способами и когда она предлагала дружбу, и когда устала это делать.

Но пока шло это одностороннее доигрывание "холодной войны", мир начал меняться в совсем другой системе координат. Относительные мощь и влияние США и Европы пошли вниз, а Китая, Индии и других – вверх. Благодаря стечению обстоятельств (цены на нефть и газ) и удачной российской внешней политике Россия, к счастью, оказалась среди стран, чье влияние в целом растет, несмотря ни на какие провалы по частным вопросам. И это позволяет российской дипломатии не только говорить вслух о том, в чем она и с кем не согласна, но и отказываться от навязанных ей сковывающих обязательств, как договора по ДОВСЕ, который выполняла до этого года только одна сторона – российская.

Тут важно понять, что Россия вела бы себя с Западом примерно так же и без дорожающих углеводородов: тут не только ее политический класс, но и практически все общество находится в полном согласии. Особенность же момента в том, что демонтаж катастрофической внешней политики "присоединения" в главном уже закончен, независимо от того, приняли эту реальность европейцы или американцы, или нет. Теперь надо двигаться дальше. А это самое трудное.

Ни друзей, ни врагов. Пока США и ЕС даже после окончания "холодной войны" пытались играть по ее правилам, выстраивая блоки и союзы против вчерашнего противника, пока множество людей в самой России также мыслило вчерашними категориями и искало "союзников" то среди стран СНГ, то в лице Китая или Индии, мировая политика начала строиться совсем по иному принципу. И Китай, и Индия, и даже такие близкие России страны, как Казахстан, все более умело ставят себя в положение "равноудалившихся" от всех. Российской публике очень трудно понять, что у самых удачливых стран в сегодняшнем мире нет ни друзей, ни врагов, зато у них есть масса деловых интересов. Еще труднее понять российскому избирателю, что и Москва не сколачивает блоки против кого бы то ни было, а тоже старается "равноудалиться".

В сегодняшнем мире выгоднее всего не пугать, не противостоять кому-то, а помогать другим богатеть и процветать. Эти "золотые цепи" сильнее ядерного оружия. Но понять эту новую реальность – сложное дело для тех, кто по привычке готовится к давно прошедшим войнам. И когда Алжир, Туркмения, Казахстан или Вьетнам принимают коммерческие решения, невыгодные России, многие это воспринимают как "измену". А это не так.

О деньгах. В 2008 году, когда слова "международный терроризм" окончательно перестанут играть роль фактора глобального сплочения, объединить мир сможет крупная неприятность типа кризиса американской валюты. Вот когда станет окончательно ясно, что блоков и лагерей больше нет, и стабильность мировой экономики – общая забота.

О личностях и манерах. Смена президентов в России теоретически может привести к смене министров иностранных дел. Лучше, конечно, этого не делать, потому что Сергей Лавров наиболее мягкий и профессиональный человек из тех, кого российский политический класс мог бы принять на этой должности. В России слишком много желающих еще и еще раз "высказать им все" и напомнить, что 90-е годы – в прошлом. И слишком мало людей, у которых есть вкус к спокойному, неяркому стилю поведения, как в большом бизнесе, так и в дипломатии. И в 2008, и после него Россия (и россияне) могут потерпеть немало поражений на мировой арене, если не научатся добиваться своего с улыбкой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Дмитрий Косырев

источник: РИА "Новости"

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы