|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Почему Россия теряет СНГ09 декабря 2007 15:03
– Покинув администрацию президента, вы поменяли место работы или род деятельности? – Место. – В таком случае скажите, есть ли у России доктрина отношений с ближним зарубежьем, и если да, то в чем, кроме пресловутого прагматизма, она заключается? – "Доктрины" как официального документа в отношении ближнего зарубежья, конечно, не существует. Но существует внятный прагматический консенсус, который впервые с 1990-х годов исходит из национальных интересов, а не из стандартов, навязанных извне. Многие наши соседи на это обижаются. Многие видели в переходе на прагматические рельсы желание что-то продиктовать. Но, как уже говорилось, прагматизм не устраивает только тех, кто хотел продолжать жить "нахаляву". – Но внешняя политика всегда и везде стоила денег. Почему бы Кремлю ни субсидировать лояльность той же Белоруссии? Почему там любой ценой пытаются отобрать у Лукашенко энергоактивы в пользу де-факто транснациональных компаний? – Если вы о "Газпроме", то присутствие иностранного капитала само по себе – в любой доле – еще не создает транснациональность. А что касается желания обеспечить надежность поставок через включение транспортной системы в зону своего прямого и ответственного контроля, то это, согласитесь, естественное желание. – Даже ценой потери союзника? – Истинное союзничество основывается на равном уважении интересов друг друга, только тогда этот союз крепок. Союзник, который остается союзником, исходя из субсидий – это слабый союзник. Может быть, даже ненадежный. – Вы думаете, союзничество Лукашенко держится только на субсидиях? – Нет, я так не думаю. В отношениях с Белоруссией мы можем позволить друг другу откровенный разговор, и слава Богу. С политическими деятелями на Украине такого разговора не получается. – Не потому ли, что ставка на восточно-украинские бизнес-элиты не оправдала себя? Партия регионов абсолютно конъюнктурна, это оттолкнуло от нее избирателей. В итоге приходит Тимошенко и грозит порушить все межэлитные бизнес-схемы вроде "РосУкрЭнерго"… – Бизнес-схемы выстроены не с Тимошенко и не с Януковичем, а с президентской вертикалью. – Поэтому она и хочет их разрушить. – Это вопрос их отношений с Ющенко. – Так, может быть, пора делать ставку не на чиновников и олигархов, а искать и выращивать на Украине идейных союзников? – Идейные союзники на Украине есть, но они с точки зрения бизнеса слабы. И как вы предлагаете их выращивать? Делать заложниками? – Значит, альтернативы бизнесу как основе отношений с соседями вы не видите? – Альтернативы прагматическим равным отношениям, которые подразумевают в первую очередь отдельный подсчет денег и отдельный подсчет рентабельности, – нет. Кто бы ни был во главе Украины, он будет в первую очередь преследовать интересы Украины, и это правильно. Рассчитывать на мифическую пятую колонну просто запрещено и неэффективно. – Чего нам стоит ждать от Украины? – Дальнейшего роста политического и неполитического национализма. И чем дальше он будет прогрессировать, тем прагматичнее будут наши отношения с Украиной. – Не пора ли признать, что раскол Украины был бы для России благом? – Раскол Украины, о котором вы говорите, – это фактор нестабильности, которая будет угрожать нашим экономическим интересам. – Вы выступаете за создание некой конфедерации между Молдавией и Приднестровьем, подразумевающей формирование общего органа, ответственного за внешнюю политику и безопасность. – Об этом говорят многие. – По сути это обмен международной правосубъектности, которая есть у Молдавии, на ее допуск к экономическому потенциалу Приднестровья. Это выгодно российским владельцам приднестровских предприятий, но где гарантии, что в будущем они не обменяют независимость Приднестровья на доступ к рынкам ЕС? – Как сторона конфликта Приднестровье уже обладает международной правосубъектностью, а выход на внешние рынки российские бизнесмены и так имеют, регистрируясь как молдавские хозяйствующие субъекты. Естественно, мы должны защищать собственность российских граждан, но это только часть интересов, которые мы там отстаиваем. Защита волеизъявления народа – это гораздо более существенно. – Нет ли опасности, что бизнес-консенсус с Кишиневом разрушит русскую идентичность Приднестровья, за которую там, собственно, кровь проливалась? – Кровь проливалась не только за русскую идентичность, кровь проливалась и за молдавскую идентичность – против румынского национализма, против перехода на латиницу. Я глубоко убежден, что Приднестровье остается единственным островом молдавской кириллической цивилизации. – Почему мы так печемся о Молдавии, где власть в 2009 году может перейти к националистам? Не лучше ли просто признать Приднестровье? – Мы и так признаем его международную правосубъектность. Вопрос в том, чтобы создать надежную систему международных гарантий, которые бы ее обеспечивали, и защитить Приднестровье от двойных стандартов. – А что Абхазия с Южной Осетией? Если мы не воспользуемся прецедентом Косова и не признаем их, о нашем присутствии в Закавказье можно забыть. – Если мы не можем обеспечить наше присутствие на Кавказе, нам придется как минимум на сто лет забыть о наших интересах в регионе. А они тем острее, чем интенсивнее там идет милитаризация, и чем активнее закавказские государства втягиваются в блоки, открыто и прямо противостоящие России. Что касается признания Абхазии и Южной Осетии в качестве своеобразных буферов и проводников российских интересов, то я смотрю на проблему шире. Если мы не сможем защитить, во-первых, российских граждан, во-вторых, своих соотечественников, в третьих – народы, кровно связанные с народами нашего Северного Кавказа – будут катастрофические последствия не только для региона, но и для климата в других национальных регионах России. – И все-таки, признание независимости Абхазии и Южной Осетии – реально? – Считаю, что реально. Есть много переходных стадий, но если нашим соотечественникам там будут угрожать повторением геноцида, то может оказаться, что только признание независимости защитит их. – Перенесемся в Среднюю Азию. Что, кроме сохранения транзитной монополии на экспорт азиатского газа, интересует Кремль в этом регионе? – Нас интересует целый букет факторов, которые обеспечивают стабильность нашего Поволжья, Сибири, Алтайского края. Это терроризм, наркотрафик, неконтролируемая сезонная и постоянная миграция миллионов людей. Учитывая, что 7,5 тыс. км нашей границы с Казахстаном проведены лишь на карте, да и то не везде тщательно, это вынуждает нас активно отстаивать там свои интересы. – Вас упрекают в провале программы по переселению соотечественников из ближнего зарубежья в Россию. – Обвинять чиновника аппарата президента в провале программы, за которую отвечает правительство, может только дурак, который ничего кроме "Пионерской правды" в жизни не читал. Такая серьезная и масштабная программа требует огромной экономической, юридической, да какой угодно подготовки. Проблема не в том, чтобы обеспечить приток – он есть, нелегальных иммигрантов у нас около 10 млн. Задача обеспечить интеграцию людей, защиту их прав. – Кстати, может быть, внесете ясность, кто такой соотечественник? Правда ли, что это любой иностранец, которого в России ждет работодатель? – По действующему закону, соотечественником является любой и каждый, вне зависимости от национальности, происхождения и прочих факторов, уроженец СССР, Российской империи, а также их прямые потомки.
Виктор Ядуха
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |