Двоечникам и хулиганам хотят разрешить бросать школу, чтобы делать из них рабочий класс
16 ноября 2016 23:18
Фото с сайта www.online812.ruЗаконодательное собрание Петербурга внесло в Госдуму законопроект, разрешающий двоечникам уходить из школы, не получив даже базового среднего образования – то есть не закончив 9 классов. Таких подростков предлагается сразу учить рабочим профессиям.
Подарок для лодырей
Даже для тех, у кого есть высшее образование, разобраться в законопроекте про среднее образование, придуманном петербургскими депутатами, непросто. Очень запутанный вышел законопроект, хотя и короткий. В тексте документа – всего восемь строчек.
Петербургские парламентарии хотят изменить статью № 73 федерального Закона об образовании. Они предлагают изложить часть 5 этого закона так: "Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно".
Законопроект внесен в Госдуму 22 октября 2016 года. Из пояснительной записки следует, что сегодня закон не допускает обучение профессии детей, не получивших основного общего образования, то есть не закончивших хотя бы 9 классов школы. Но многим школьникам трудно и лень учиться. По мнению петербургских депутатов, таких детей вместо школы можно отправлять в профессиональные училища и там обучать рабочим специальностям. "Программы профессионального обучения достаточно востребованы у подростков, которые часто испытывают существенные трудности в освоении школьной программы и имеют значительные пробелы в знаниях... Дефицит высококвалифицированных кадров диктует необходимость построения единой целостной системы подготовки специалистов рабочих профессий... Наиболее востребованы в настоящее время такие профессии, как слесарь, столяр, маляр, электросварщик, токарь, швея..." – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кому будет польза от такого закона? – "Город 812" спросил у автора законопроекта, экс-депутата ЗакСа (сложившего полномочия после сентябрьских выборов), доктора философских наук, профессора Алексея Воронцова. Он предлагает не тянуть до конца девятого класса, а раньше освобождать школы от балбесов.
– Это не возврат к советскому прошлому, когда всех старшеклассников в обязательном порядке учили каким-нибудь рабочим профессиям. Это объективная реальность нашей жизни. Количество бедных семей растет. Не все родители имеют возможность давать детям среднее и высшее образование. А дети, понимая это, сами хотели бы уже после 8 класса поступить в училище и получить специальность. Чтобы помогать родителям и чтобы дальше уже самим пробиваться в жизни. Это очень правильно. Другой момент: многим детям надоела школа – просто осточертела! И это тоже нужно учитывать. Закон поможет не только троечникам и семьям с неблагоприятными социальными условиями. Я заметил, что и у довольно обеспеченных родителей дети не хотят учиться в школе. До седьмого класса успевают на "отлично", а потом начинают дурака валять. Пускай идут в училище, в колледж – на новую ступень развития. И многие приличные, богатенькие родители из среднего класса сегодня считают возможным, чтобы дети получили рабочую специальность, – объясняет экс-депутат Воронцов.
По его словам, в некоторых училищах и колледжах Петербурга и так уже принимают восьмиклассников. И новому закону там будут только рады.
– Это востребовано у колледжей, есть даже конкурс на рабочие специальности! А в законодательстве на эту тему пробел, – переживает профессор.
По его словам, Комитет по образованию Петербурга "очень энергично" поддержал его инициативу, а "Жанна Владимировна (Воробьева, глава комитета. – Ред.) прислала положительный отзыв".
Кому нужны недоучки
Нужны ли балбесы и прочие недоучки училищам и колледжам? Например, в петербургском Колледже судостроения и прикладных технологий уже принимают школьников после 8 класса на специальности "столяр", "слесарь" и "станочник". Как объяснил директор колледжа Анатолий Женаев, ничего противозаконного в этом нет. Все их восьмиклассники обязательно ходят в вечернюю школу, а днем получают профессию. Однако, по его словам, это самый трудный контингент учащихся. На других специальностях восьмиклассники просто не потянут учебу в колледже.
– Это самый легкий путь, по которому идут депутаты! Воспитанием и обучением должна заниматься школа. А мы готовим кадры для оборонных предприятий судостроительной отрасли. Даже если мы выучим этих детей, куда они дальше пойдут? Предприятия их не возьмут – они же малыши совсем! В нашей отрасли нужны высококвалифицированные кадры, а не просто неумехи какие-то, которых прежде в ПТУ готовили. Восьмиклашки, которых выгнали из школы, это чаще всего ребята из неблагополучных семей, совершавшие правонарушения, прогульщики. Такие нормальным предприятиям не нужны. Так можно и после 7, и после 6 класса их из школ выпихивать! – говорит Анатолий Женаев.
Кстати, в законопроекте, предложенном петербургскими депутатами, ничего не говорится о нижнем пределе возраста, с которого можно избавлять школы от не желающих учиться детей. Так что трактовка его на местах может оказаться достаточно вольной. Не исключены перегибы.
По мнению кандидата педагогических наук Михаила Поспелова, инициатива петербургских депутатов не полезная – прежде всего для самих учеников.
– Сама инициатива напоминает ящик Пандоры. Вероятно, многие школы спят и видят, как бы выпихнуть побольше двоечников. Но если все начнут избавляться от неуспевающих учеников, не очень понятно, кто вообще останется учиться в некоторых школах. Детям, которые сами уйдут, или кому "помогут" покинуть школу до окончания девятого класса, возможно, в колледже будет комфортнее. Но комфортнее не означает полезнее. Программа общего образования создана так, что только к концу 9 класса завершается изучение большого содержательного блока, который начинается еще в пятом классе. Попытки кого-то преждевременно с этого образовательного маршрута переместить приведут к тому, что в головах учеников будет оставаться еще меньше. Качество общего образования в средних профессиональных учреждениях существенно ниже. В результате у нас появится армия малообразованных граждан, упадет общий уровень образования, – полагает Михаил Поспелов.
В Законодательном собрании Петербурга пока не знают, кто будет представлять законопроект в Госдуме вместо выбывшего депутата Воронцова. Председатель комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа Максим Резник вообще не помнит, что там придумал его теперь уже экс-коллега Воронцов.
Колледжи становятся популярнее вузов
Петербургские школьники бегут из школ и не хотят получать высшее образование. С каждым годом эта тенденция усиливается. В 2016 году конкурс в некоторые училища, колледжи и профессиональные лицеи превысил конкурс в вузы города.
Конкурс на популярные специальности в петербургских колледжах в 2016 году составил в среднем 4 человека на место. Так, например, в Петровском колледже на специальность "правоохранительная деятельность" конкурс – больше 6 человек на место. На специальность "дизайн" – 5 человек на место. На "операционную деятельность в логистике" – 3,6 человека на место.
По данным Минобрнауки, 40% выпускников сегодня выбирают среднее специальное образование.
На завод вместо армии
Как рассказал "Городу 812" директор Колледжа судостроения и прикладных технологий Анатолий Женаев, несколько недель назад представители крупных оборонных предприятий обратились в Правительство РФ и Минобороны России с инициативой включить в перечень мест и профессий, где можно проходить альтернативную службу в армии, предприятия и специальности оборонной промышленности. Там можно было бы создавать производственные роты.
– Если есть альтернативная служба – горшки выносить в больницах, можно засчитывать и службу в производственных ротах на оборонных предприятиях, – поясняет Анатолий Женаев.
По его словам, это решило бы проблему, с которой сталкиваются многие заводы: выпускники приходят к ним на работу, а потом их забирают в армию. В армии они забывают почти всё, чему научились.