Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Географы устали от птичьих прав

07 ноября 2016 23:42

Фото с сайта www.pixabay.com
Фото с сайта www.pixabay.com
Российские учителя географии желают сделать свою науку интересной, насыщенной походами — и обязательной для ЕГЭ. Правительство обещает им помочь.

В России собираются возрождать географическое образование. Возрождать есть что. Положение с изучением географии, особенно в средней школе, сегодня обстоит неважно. Что и было со всей откровенностью отмечено на 2-м всероссийском съезде учителей географии, который проходил 2-3 ноября в Ломоносовском корпусе МГУ на Воробьевых горах.

Как без обиняков заметил президент Русского географического общества (РГО), министр обороны России Сергей Шойгу "географию у нас знают на три с минусом", о чем свидетельствуют результаты последних географических диктантов. "И это мы еще сами себя утешаем немножко — на самом деле, с двумя, если не с тремя минусами, только чтобы "два" не ставить", – добавил Шойгу.

Наука-"Золушка"?

География пала жертвой Единого государственного экзамена. В настоящее время, оказывается, лишь четыре вуза в России, включая географический факультет МГУ, спрашивают с абитуриентов ЕГЭ по географии. В педагогические вузы географию не сдают даже по профилю — то есть, те представители молодежи, у которых возникло странное, но благородное желание стать учителем географии, этого предмета не сдают. В педвузы сдают обществознание.

Ну, и, понятное дело, в школах на географию все "забили". Жизнь диктует свое, выпускные классы уходят на подготовку к ЕГЭ (да и невыпускные тоже). А на географию в старших классах осталось по одному уроку в неделю. И географ в школе — последняя пуговица в разрезе шинели.

Как доложил собранию руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, добровольный ЕГЭ по географии выбирают лишь около 3% школьных выпускников. А кто-то из делегатов к сему добавил, что уже появились и такие учителя, которых птичьи права устраивают, поскольку это и работа "не бей лежачего", и ответственности никакой. И бывает порой, что когда кто-то из ребят заявляет о намерении сдавать ЕГЭ по географии, учитель этому не только не радуется, но и начинает его отговаривать. Это ж помогать надо, появляется головная боль... Но делегаты, конечно, не такие.

Так вот, Кравцов поведал и приятную новость для географов-энтузиастов. В этом году для выпускников 9-х классов, сдающих основной государственный экзамен (ОГЭ), ввели новое правило: кроме двух обязательных экзаменов по математике и русскому языку, сдать еще два экзамена по выбору. И доля тех, кто выбрал географию, сразу подскочила с 1,2% до 27%.

Конечно, это не совсем добровольный выбор. Но что же делать – на голом энтузиазме школа не работает. В общем, учителя хотели бы двигаться и далее в том же направлении: лучше бы всего, конечно, ввести обязательный ЕГЭ по географии.

Но это не так просто сделать, и даже очень непросто. Все учителя хотят, чтобы по их предмету был обязательный ЕГЭ. А ведь изначальная-то установка была — как можно дальше уйти от обязаловки. До последнего времени сохранялись два обязательных ЕГЭ: по русскому и математике. В будущем году их станет три.

"Мало!" – считают многие. Так, вице-президент Русского географического общества, президент географического факультета МГУ академик Николай Касимов назвал такое положение, когда обязательных ЕГЭ всего два-три, "феодализмом".

"Та концепция школьно-вузовского образования, которую начали осуществлять 20 лет назад, по сути, провалилась, – с горечью подчеркнул Касимов. – В каких-то частях это работает, а в каких-то — нет. И страдают от этого не юриспруденция и не экономика, а страдают слабые. Вот, мы — слабые".

Министр образования и науки Ольга Васильева, выразив всяческую поддержку и солидарность географическому цеху, заметила, что насчет ЕГЭ – "инициатива хорошая, но требует тщательной проработки, в том числе финансовой". Пока решено ввести географию в рамки всероссийской проверочной работы и предложить ученикам 9-х и 11-х классов сдать экзамен по географии по выбору добровольно.

Столь же непросто и увеличить количество часов. Расписание забито, современная школа насыщена. А сколько еще желают разного в нее втолкнуть!

Впрочем, если нельзя сразу ввести обязательный ЕГЭ, то есть другой вариант: пусть вузы требуют ЕГЭ по географии. И лучше всего, если такое требование введут престижные экономические вузы. Вот откуда спасение-то придет! Как уверяли выступавшие, это пожелание не с потолка взято: были в СССР вступительные экзамены по географии в экономических вузах, в том числе в знаменитом Плехановском.

А в наше время — наоборот. Как рассказал Касимов, когда в России стало развиваться экологическое и туристическое образование, для поступления на эти отделения требовался ЕГЭ по географии. А чуть эти специальности укрепились и набрали престиж, правила изменились: для будущих туроператоров географию заменили на историю, для экологов — на биологию. Географы остались с носом.

Вообще, география — "наука, которой не повезло". В отличие от физики-химии, в ее пирамиде научная верхушка маленькая, ученых-географов мало, их много и не нужно. Учителей же географии требуется много — только их не хватает. Очень сильно не хватает: в Калужской области, по словам ее представителя, профессионалов меньше трети. Географию вынужденно преподают смежники — учителя истории или физики, и она у них в роли бедной родственницы.

А дети часто вообще не понимают, зачем эта география нужна (кстати, это один из распространеннейших вопросов в Google, его миллионы задают одновременно). Сегодня в старшие классы порой приходят ученики, которые не знают, куда впадает Волга, а в школу поступают детишки, не знающие, что Земля круглая.

На съезде не раз вспоминали Митрофанушку из пьесы "Недоросль" и его маму, считающую, что география не нужна — "А извозчики-то на что?" Причем, выступавшие признавали, что в наши времена навигаторов и GPS у Митрофанушки бы появился определенный резон так считать.

"Капитана Гранта" не забудут

Есть и другая грань вопроса. У географии имеется очень сильная сторона: она интересна и не слишком сложна. И на стороне географов такой мощнейший рычаг влияния на детей, как экскурсии, походы и экспедиции.

Увы! Именно этот рычаг, этот стимул-то и не используется толком. Повести ребят куда-то в поход очень трудно, эта процедура забюрократизирована, требуется масса бумаг. Директора школ не хотят рисковать, случись что — наказывать будут именно директора.

К слову, если в нынешнем году у всех на памяти страшная трагедия с гибелью детей на Сямозере в Карелии 18 июня, то в прошлые годы недобрую роль сыграла злая комедия — художественный фильм "Географ глобус пропил". Талантливая картина с Константином Хабенским в главной роли разгильдяя-учителя имела большой успех. Так после этого фильма иные родители стали бояться детей в поход отпускать.

Конечно, среди учителей географии масса энтузиастов своего дела, которые без путешествий жизни не мыслят. И находят способы показать детям страну. С формальной точки зрения, например, это не школьное мероприятие, а инициатива родительского комитета, который просит учителя географии сопроводить детей. Возят летом и на Байкал, и в Крым, а в выходные дни — например, в Подмосковье. Зимой тоже бывают интересные экскурсии, по таким темам, как "Кто живет в снегу и под снегом".

Все это учителя выполняют, естественно, в счет своего отпуска и выходных, другого времени им никто не даст. Но подлинного энтузиаста не остановить. За долгие годы работы многие педагоги обросли сетью знакомых владельцев гостиниц, где можно остановиться со скидкой. Ибо финансовый фактор, конечно, весьма важен, оплачивают, как правило, родители же.

По поводу учебников по географии расхождений не было: учебники очень плохие, зажевывающие интересный предмет. Географические карты в настоящее время имеются приличные, а вот атласов нет – с содержательной стороной беда. Кстати, глобусов тоже очень не хватает, как будто их "географы пропили".

Выступавшие подчеркивали, что хватит уже писать учебники сухим научным языком. Школьные уроки — "не введение в науку", в ученые мало кто пойдет, а тем более – в географию. Надо излагать предмет доходчиво и ярко, максимально задействовать кино и телевидение, создавать передачи для школьников и фильмы для распространения на дисках.

В конце концов, как было отмечено, все, кто читал "Детей капитана Гранта", и много лет спустя помнят, что яхта "Дункан" вышла из порта Глазго и экспедиция путешествовала по 37-й параллели. А многие ошибочно убеждены, что Тимбукту — это бухта, потому что так решил поэт-песенник Максим Леонидов. Такова сила художественного слова.

Как в 1934-м, только лучше

И вот здесь учителям географии обещана долгожданная поддержка со стороны государства. Ольга Васильева подтвердила, что в преподавании "изменения давно назрели". И среди назревшего — развитие внеурочной деятельности — то есть, экскурсий и походов, модернизация педагогического инструмента, кабинетов географии, доработка учебников и пособий. И еще весьма важное решение — максимально использовать географию для воспитания патриотизма, как одну из наук, формирующих сознание и личность.

Сергей Шойгу в данной связи заметил, что положение дел сегодня напоминает 1920-е годы, когда тоже знания в стране упали до катастрофического уровня, многое было сброшено с парохода современности, как казалось. И в 1934 году Сталин вернул в школу историю и географию — знаменитое постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома оценивают положительно, в том числе и многие из тех, кто никаким сталинистом не является.

И если предположить, что при Сталине правильно преподавали историю, все-таки, очень трудно, то с географией дело получше обстояло: индустриализация — какова бы она ни была — требовала широкого освоения полезных ископаемых и строительства предприятий. А для этого не демагоги нужны. "Пожалуй, уникальное явление, когда глава государства своей рукой правил учебник по географии", – отметил Шойгу.

В общем, надежды есть. Учителя географии вообще люди неунывающие — при закрытии съезда делегаты сами, без приглашения свыше, хором запели гимн географов и туристов на слова Михаила Светлова. Слова знали все — по крайней мере, такое было впечатление.

Леонид Смирнов

источник: МИР 24

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы