|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Денег не жалеть14 ноября 2007 11:44
Поэтому заметных политических последствий выборы иметь наверняка не будут. А вот экономические результаты нынешней кампании ощутят все, ибо деньги "заряжены" очень серьезные. Расходы политических партий на выборную кампанию на общем фоне смотрятся не очень-то солидно. По состоянию на 7 ноября общая сумма средств, поступивших в избирательные фонды 11 допущенных участников, оценивается примерно в 1 млрд. 270 млн. руб. Что-то по каким-то не всегда законным каналам наверняка будет добавлено, однако в масштабах страны это все равно мелочь. Реальная избирательная кампания ведется на совершенно ином уровне. Утвержденный в прошлом году бюджет с самого начала оценивался как социально направленный и предвыборный. Расходы увеличились на 1 трлн. руб., то есть почти на четверть. Позже в руководстве страны решили, что этого мало, и стали увеличивать расходную часть дальше. Принятые поправки добавили к бюджету-2007 еще 1 трлн. Результатом стало повышение более чем на треть базовых пенсий, индексация зарплат бюджетников, увеличение финансирования лекарственного обеспечения, федеральные целевые программы. Однако в начале ноября приоритеты вновь начали меняться. Октябрьская инфляция поразила воображение и населения, и властей. Стало ясно, что ее не только не удастся удержать в рамках, отмеренных в первоначальной версии бюджета, но и остановить на 10-процентной отметке. Еще в октябре глава Минфина Алексей Кудрин уверенно заявлял, что социальная накачка бюджета никак на ценах не скажется. Сейчас настроения другие. Неделю назад министр сообщил, что по сравнению с первоначально заложенными в бюджет расходами будет потрачено только 47 млрд. дополнительных рублей. Остальной триллион с лишним перейдет на будущий год. Подождать, по его словам, придется, в частности, инвестиционному фонду (150 млрд. руб.). Еще 320 млрд. руб. отложенных денег – это расходы на лекарственное обеспечение, федеральные целевые программы, выплаты военным пенсионерам и другие. Однако предвыборная горячка вносит свои коррективы, и Госдума, то ли не услышав Минфин, то ли не обратив на него внимания, приняла вчера закон об увеличении выплат военным пенсионерам, которое должно произойти за день до выборов – 1 декабря. С лекарствами для льготников интрига еще круче. Минздравсоцразвития клятвенно обещает: они повсюду появятся к 25 декабря. Ранее министерство подсчитало: непогашенная задолженность бюджета перед поставщиками медикаментов только за 2006 год составляет около 75 млрд. руб. Если долги возвращены не будут, то вполне вероятно, что льготникам во многих регионах лечиться будет вообще нечем. Но эти деньги, если верить г-ну Кудрину, уже перезапланированы на 2008 год. Льготники голосуют активно, поэтому оставить их с носом никак нельзя. Значит, обещанными 42 млрд. руб. превышение бюджетных расходов наверняка не ограничится. Практически все эксперты единодушны: итогом резкого наращивания госрасходов станет дальнейший рост инфляции, и без того не на шутку разгулявшейся в этом году. Реальный ущерб, который понесет экономика, при этом оценивается по-разному. "Если у вас много денег, то вы имеете право их потратить, как захотите. Так может рассуждать рядовой человек, но не государственные люди, – рассказал "НИ" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Они, прежде чем сделать что-либо, должны просчитать последствия. В нашем случае вопрос, сможет ли бизнес в стране успешно переварить эти средства и создать новые источники доходов. Однако этот вопрос не задается. Ясно, что этот триллион напрямую связан с предвыборной кампанией и фактически является инвестицией в сохранение власти. Деловая активность все в любом случае не компенсирует. Это означает рост цен. Причем расходы делаются так, что почувствовать первые толчки инфляции потребитель сможет только во второй половине марта или чуть позже – но уже после президентских выборов. Сказать, на сколько процентов этот триллион разгонит инфляцию, довольно сложно, но произойдет это неизбежно". Впрочем, у других специалистов иные оценки. "Главная проблема состоит в том, что наши бюджетные расходы идут в карманы, которым они явно были не предназначены, усиливая тем ценовое давление, – сообщил "НИ" директор Центра постиндустриальных исследований Владислав Иноземцев. – Но нужно понимать, что деньги, потраченные на бюджетников и пенсионеров, есть наименьшее зло. Это гораздо лучше, чем наращивать, скажем, расходы на оборону и безопасность. У нас уже экономили на слабо защищенных слоях в 90-е годы, больше делать этого не стоит. Кроме того, инфляция – это отнюдь не абсолютное зло, она свойственна всем странам с быстрым ростом экономики и вызвана значительным увеличением потребительского спроса. Самое вредное здесь не сама инфляция, а ее непредсказуемость. Когда власти пичкают нас нереальными сказками про 8-процентный рост цен в год, это и рождает наиболее неприятные последствия такого процесса". Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин добавляет к нынешней картине еще один штрих. "Самое забавное заключается в том, что подкупают прежде всего не избирателей, а многочисленные финансово-промышленные группы, связанные с группировками высших чиновников, – рассказал он "НИ". – Видимо, считается, что они и будут выбирать. Судите сами: из дополнительных расходов бюджета, запланированных первоначально в этом году, но потом перенесенных, большая часть – 640 млрд. – пойдет именно на поддержку корпоративных проектов. 240 млрд. – в фонд содействия реформе ЖКХ, 180 млрд. – на Банк развития, 130 млрд. – в Роснанотех и 90 млрд. в инвестиционный фонд. Таким образом, на собственно социальные расходы приходится меньше половины". По словам г-на Делягина, результат всех этих вливаний очевиден – инфляционный шок в начале следующего года. Собеседник "НИ" объяснил, что, помимо поправок к бюджету, тут сыграют роль и другие факторы: отмена моратория на повышение продуктовых цен, а также "обычные", не связанные с выборами госрасходы, пик освоения которых приходится на конец года. К слову, практика увеличения госрасходов непосредственно перед выборами – это удел исключительно стран развивающихся. "Трудно представить себе такое во Франции или США. Партиям социалистической направленности там не позволяет этого сделать сама законодательная система, а правые вообще редко идут на такие шаги. Вот там, где выборы фактически принимают форму плебисцита, что имеет место в том числе и у нас, это случается постоянно", – подчеркнул г-н Иноземцев. Вчера Госдума приняла закон, повышающий пенсии военным пенсионерам. Он стал очередным звеном в цепи "социальных" нормативных актов, принятых осенью этого года, когда началась подготовка к парламентским выборам. По оценкам независимых специалистов, итоги предстоящего в декабре голосования, по большому счету, без особого труда можно предсказать уже сегодня. Поэтому заметных политических последствий выборы иметь наверняка не будут. А вот экономические результаты нынешней кампании ощутят все, ибо деньги "заряжены" очень серьезные. Расходы политических партий на выборную кампанию на общем фоне смотрятся не очень-то солидно. По состоянию на 7 ноября общая сумма средств, поступивших в избирательные фонды 11 допущенных участников, оценивается примерно в 1 млрд. 270 млн. руб. Что-то по каким-то не всегда законным каналам наверняка будет добавлено, однако в масштабах страны это все равно мелочь. Реальная избирательная кампания ведется на совершенно ином уровне. Утвержденный в прошлом году бюджет с самого начала оценивался как социально направленный и предвыборный. Расходы увеличились на 1 трлн. руб., то есть почти на четверть. Позже в руководстве страны решили, что этого мало, и стали увеличивать расходную часть дальше. Принятые поправки добавили к бюджету-2007 еще 1 трлн. Результатом стало повышение более чем на треть базовых пенсий, индексация зарплат бюджетников, увеличение финансирования лекарственного обеспечения, федеральные целевые программы. Однако в начале ноября приоритеты вновь начали меняться. Октябрьская инфляция поразила воображение и населения, и властей. Стало ясно, что ее не только не удастся удержать в рамках, отмеренных в первоначальной версии бюджета, но и остановить на 10-процентной отметке. Еще в октябре глава Минфина Алексей Кудрин уверенно заявлял, что социальная накачка бюджета никак на ценах не скажется. Сейчас настроения другие. Неделю назад министр сообщил, что по сравнению с первоначально заложенными в бюджет расходами будет потрачено только 47 млрд. дополнительных рублей. Остальной триллион с лишним перейдет на будущий год. Подождать, по его словам, придется, в частности, инвестиционному фонду (150 млрд. руб.). Еще 320 млрд. руб. отложенных денег – это расходы на лекарственное обеспечение, федеральные целевые программы, выплаты военным пенсионерам и другие. Однако предвыборная горячка вносит свои коррективы, и Госдума, то ли не услышав Минфин, то ли не обратив на него внимания, приняла вчера закон об увеличении выплат военным пенсионерам, которое должно произойти за день до выборов – 1 декабря. С лекарствами для льготников интрига еще круче. Минздравсоцразвития клятвенно обещает: они повсюду появятся к 25 декабря. Ранее министерство подсчитало: непогашенная задолженность бюджета перед поставщиками медикаментов только за 2006 год составляет около 75 млрд. руб. Если долги возвращены не будут, то вполне вероятно, что льготникам во многих регионах лечиться будет вообще нечем. Но эти деньги, если верить г-ну Кудрину, уже перезапланированы на 2008 год. Льготники голосуют активно, поэтому оставить их с носом никак нельзя. Значит, обещанными 42 млрд. руб. превышение бюджетных расходов наверняка не ограничится. Практически все эксперты единодушны: итогом резкого наращивания госрасходов станет дальнейший рост инфляции, и без того не на шутку разгулявшейся в этом году. Реальный ущерб, который понесет экономика, при этом оценивается по-разному. "Если у вас много денег, то вы имеете право их потратить, как захотите. Так может рассуждать рядовой человек, но не государственные люди, – рассказал "НИ" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Они, прежде чем сделать что-либо, должны просчитать последствия. В нашем случае вопрос, сможет ли бизнес в стране успешно переварить эти средства и создать новые источники доходов. Однако этот вопрос не задается. Ясно, что этот триллион напрямую связан с предвыборной кампанией и фактически является инвестицией в сохранение власти. Деловая активность все в любом случае не компенсирует. Это означает рост цен. Причем расходы делаются так, что почувствовать первые толчки инфляции потребитель сможет только во второй половине марта или чуть позже – но уже после президентских выборов. Сказать, на сколько процентов этот триллион разгонит инфляцию, довольно сложно, но произойдет это неизбежно". Впрочем, у других специалистов иные оценки. "Главная проблема состоит в том, что наши бюджетные расходы идут в карманы, которым они явно были не предназначены, усиливая тем ценовое давление, – сообщил "НИ" директор Центра постиндустриальных исследований Владислав Иноземцев. – Но нужно понимать, что деньги, потраченные на бюджетников и пенсионеров, есть наименьшее зло. Это гораздо лучше, чем наращивать, скажем, расходы на оборону и безопасность. У нас уже экономили на слабо защищенных слоях в 90-е годы, больше делать этого не стоит. Кроме того, инфляция – это отнюдь не абсолютное зло, она свойственна всем странам с быстрым ростом экономики и вызвана значительным увеличением потребительского спроса. Самое вредное здесь не сама инфляция, а ее непредсказуемость. Когда власти пичкают нас нереальными сказками про 8-процентный рост цен в год, это и рождает наиболее неприятные последствия такого процесса". Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин добавляет к нынешней картине еще один штрих. "Самое забавное заключается в том, что подкупают прежде всего не избирателей, а многочисленные финансово-промышленные группы, связанные с группировками высших чиновников, – рассказал он "НИ". – Видимо, считается, что они и будут выбирать. Судите сами: из дополнительных расходов бюджета, запланированных первоначально в этом году, но потом перенесенных, большая часть – 640 млрд. – пойдет именно на поддержку корпоративных проектов. 240 млрд. – в фонд содействия реформе ЖКХ, 180 млрд. – на Банк развития, 130 млрд. – в Роснанотех и 90 млрд. в инвестиционный фонд. Таким образом, на собственно социальные расходы приходится меньше половины". По словам г-на Делягина, результат всех этих вливаний очевиден – инфляционный шок в начале следующего года. Собеседник "НИ" объяснил, что, помимо поправок к бюджету, тут сыграют роль и другие факторы: отмена моратория на повышение продуктовых цен, а также "обычные", не связанные с выборами госрасходы, пик освоения которых приходится на конец года. К слову, практика увеличения госрасходов непосредственно перед выборами – это удел исключительно стран развивающихся. "Трудно представить себе такое во Франции или США. Партиям социалистической направленности там не позволяет этого сделать сама законодательная система, а правые вообще редко идут на такие шаги. Вот там, где выборы фактически принимают форму плебисцита, что имеет место в том числе и у нас, это случается постоянно", – подчеркнул г-н Иноземцев. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.
Дмитрий Мигунов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |