Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Лучше заниматься бизнесом, чем работать"

28 июня 2016 23:56

Фото с сайта www.pixabay.com
Фото с сайта www.pixabay.com
В российских школах закончились госэкзамены, в минувшую пятницу отшумели выпускные вечера. Рособрнадзор огласил предварительные итоги. Базовую математику в этом году не сдали всего 4,7 процента — почти вдвое меньше, чем в прошлом. Экзамен по русскому языку не осилил всего один процент выпускников. Доцент исторического факультета Иркутского государственного университета Сергей Шмидт с 2006 года проверяет экзаменационные работы, в том числе эссе, и коллекционирует наиболее яркие, глубокие и афористичные мысли школьников. "Лента.ру" поговорила с Сергеем Шмидтом о том, чем отличаются выпускники разных лет, и попросила поделиться избранными перлами из его коллекции. В цитатах сохранена оригинальная орфография и пунктуация. Полная подборка за прошлые годы хранится на сайте Иркутского информационного агентства "Телеинформ".

"Лента.ру": Есть разница в том, что писали в сочинениях лет десять назад и сейчас?

Сергей Шмидт: С курьезного начну. У ребят с каждым годом все лучше становятся почерки. Все переживали, что компьютерное поколение разучится писать руками. Однако количество читабельных работ, то есть написанных каллиграфическим почерком, растет год от года. Моя версия: когда люди пишут мало, они это делают аккуратнее. Думаю, сейчас в большую жизнь выходит самое каллиграфическое поколение в истории России.

***

"Человек это самое качественное из животных, высшая степень животного мира и гордость природы".

"В каждом человеке есть черное и белое. Я имею в виду не мулатов, а моральные качества".

"Для того, чтобы человек понимал, что живет не зря, существуют театры, музеи, цирк".

"Чем лучше человек питается, тем он добрее. Хотя умнее от питания никто не стал".

"Индивид это человеческая особь, которая неповторима".

Неожиданно.

Но тут действительно — ожидали одно, получили другое. Грубо говоря, девять из десяти работ читаются практически без напряжения. Можно сравнить с другими поколениями, где таких было не более половины.

***

"Институт семьи находится под угрозой, но мне все равно, я за свободную любовь и семьи заводить не собираюсь. Большинство моих друзей, как и я, но учителя нас в этом не понимают. Они взрослые и отсталые. Были бы как мы, так присоединились бы к нам".

"Семья и школа обеспечивают двустороннее развитие личности".

"Школа помогает родителям обуздать ребенка".

"Если ребенка отправить в школу сразу же после того, как он родился, он там ничего не сможет освоить".

"Воспитывать детей надо так, как Путин воспитывает американцев. Ставить на вид недостатки, угрожать, когда надо, но не заниматься рукоприкладством".

Что можно сказать по содержанию работ?

Средний уровень растет ежегодно. Я помню времена, когда большое количество школьников практически не отличало Великую Отечественную войну от Отечественной войны 1812 года. Кутузов у них командовал Красной армией под Сталинградом. А маршал Жуков разгромил Наполеона под Бородино. Сейчас уже не так. Ленина не путают с Ельциным, 1920-е не путают с 1990-ми и так далее. В этом году впервые было много правильных ответов на вопросы, связанные с юриспруденцией. Всегда это были самые провальные темы. Не знаю почему, но правовая подготовка выросла. Однако при этом больше всего ошибок в вопросах, связанных с теоретическими аспектами социологии. Видимо, терминологическая схоластика, связанная с общественными делами, слишком далека от реальной жизни школьников.

***

"Все великие люди начинали плохо. Кто начинает хорошо, тот катится на дно".

"Путин это человек со своей собственной личностью".

"Нужно оторвать свое тело от дивана и заставить его заняться собой".

"В моей жизни был период, с пятого по шестой класс, когда я жила на дне, как герои пьесы Горького. Учителя ничего кроме двоек и троек мне не ставили. Но я сумела взять себя в руки и неплохо поднялась с того времени".

"Преодолев все трудности, Путин завоевал сердце народа".

"Чем больше человек преодолевает трудностей, тем он становится прожорливее".

"Сколько трудов стоило Толстому написать "Войну и мир", а еще больше переписать ее так, чтобы всем было понятно про что он написал".

Сейчас с подачи педагогов, проверяющих письменное ЕГЭ, в обращение входит термин "наивное письмо" — то есть учителя жалуются на то, что мыслят дети все примитивнее. Это так?

Коллекция перлов на ЕГЭ, которую я собираю много лет, как раз связана с проявлениями наивного письма. Но наивность в целом остается на одном и том же уровне во всех поколениях. Хочу подчеркнуть, что это было всегда — и до ЕГЭ тоже. Даже если ЕГЭ отменят, феномен курьезного письма все равно останется.

Напомню, что преподаватели литературы всегда собирали смешные высказывания школьников из сочинений. Просто раньше не было сочинений по общественно-политическим вопросам. А в ЕГЭ теперь есть эссе на эту тему, так что появилась возможность и к этому источнику припасть.

***

"Если не удастся попасть в элиту общества, останешься просто общественным элементом".

"Секретарь не станет бизнес-леди от секса с начальником".

"Золушка, которая была рабыней своих сестер, вышла замуж за принца, стала принцессой и показала всем, что такое социальная мобильность, гораздо понятнее, чем Питер Сорокин".

Некоторые высказывания детей вполне тянут на афоризмы. Устами младенца глаголет истина?

Я сознательно почти перестал собирать ошибочные суждения. Потому что ошибки — это банально, это неинтересно, это — только для того, чтобы посмеяться. И плюс ко всему постоянно начинаются вопли: "Куда катится молодое поколение! Что же будет с Родиной и с нами!", и тому подобное. Поэтому я пытаюсь найти курьезные высказывания, которые могут иметь, не побоюсь этого слова, мыслеобразовательный эффект. Придумать специально это просто невозможно. Кстати, в коллекции этого года очень мало реальных ляпов.

***

"Разведение кур-несушек позволяет увеличивать доходы домохозяйств без дополнительных нагрузок на бюджет".

"Личные междоусобные хозяйства".

"Люди сейчас сидят по уши в кредитах. Ну что сказать? Сами дураки. Были бы умные, плюнули бы на кредиты и занялись бы своими огородами".

"Мой отец занимается бизнесом и мы неплохо живем. Отец перепродает продукты и у него продуктовый магазин. Работы немного. Подтоварил магазин и все, сиди и жди, когда деньги в карман упадут".

"Мне кажется, что бизнес это очень хорошее дело. Купил дешевле, продал дороже, вложил мало, поимел много, а то и очень много. Видно, что лучше заниматься бизнесом, чем работать".

В этом году в вашей коллекции много высказываний о президенте Владимире Путине?

Я проверяю сочинения с 2006 года. Путин всегда присутствовал в ученическом творчестве в изрядных количествах. Дети — барометр того, что у нас происходит в общественном пространстве. Это наше зеркало, а на зеркало нечего пенять. В предыдущие два года в сочинениях часто рассуждали об Украине, сейчас — редко. Не интересует детей и запрещенная у нас организация ИГИЛ.

***

"Гражданское общество это прослойка между людьми и государством".

"Власть как собака. Может облаять, может укусить. Поэтому лучше с ней не связываться".

"Подрастает малокультурное быдло, понятия не имеющее, что происходит в Кремле, в нашем правительстве".

Либеральная общественность часто пеняет, что среди школьников популяризируется авторитаризм, обеляется сталинский террор. Заметно это по работам детей?

По темам Сталина, сталинизма и сталинского периода в истории СССР высказывания школьников в абсолютном большинстве своем являются, как сказали бы, "антисталинистскими". Если кто-то и пишет хорошо о Сталине, то в девяти случаях из десяти идут ссылки на "дедушка говорит" или "папа как-то сказал". То есть идет это из семьи, если в семье положительно высказываются о Сталине.

Феномен "ползучей сталинизации" современной России устроен очень сложно. Его источниками не являются верховная власть, государственная школа и федеральные телеканалы. Это вполне себе общественное поветрие, опасности которого очень преувеличиваются в пугливом интеллигентском Facebook.

***

"Большая ошибка многих людей заключается в том, что они думают неправильно. А при неправильном думании можно докатиться до всего, например, до нездорового питания".

"Наверное, есть какая-то связь между чистотой белья и чистотой совести, но Чехов не стал это уточнять".

"Любой миллиардер чувствует свое одиночество даже в списке "Форбс"".

"У людей разные представления об общении. Для кого-то и подраться это общение".

"Раскольников убил свою начальницу, но потом признал это ошибкой".

"Приведу пример из литературного рассказа "Ревизор". Ревизор собирал данные мертвых людей и записывал их, делая так, чтобы они были как бы живые, поднимал тем самым себе заработную плату".

"Благодаря Петру, прорубившему окну в Европу, в окнах домов россиян забрезжил свет".

"Один из великих мыслителей (моя мама) как-то сказал, что на жизнь надо смотреть с олимпийским спокойствием и параолимпийским оптимизмом".

Беседовала Наталья Гранина

источник: Lenta.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы