|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Топор для образования20 июня 2016 22:20
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление. Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме. Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых "шарашкиных контор" — вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся "магазинами" по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова об искоренении подобной практики не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов. Улучшение через сокращение Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами. Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим "очным" коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано — часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии — это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский. Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. "Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе", — отметил депутат. По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради "корочки" — эта закономерность справедлива для любых форм обучения. Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично. Сторонники простых решений Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует — большим достижением считается попадание 13 российских вузов в топ-700 мировых университетов, еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и "прогрессивные" западные государства немало у нее переняли. Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера. К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе — для чего лишать людей возможности карьерного роста? Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как "стимулирующую выплату", размер которой может быть сколь угодно низким. Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым "шарашкиным конторам" ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.
Надежда Алексеева
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |