Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Я б в кредит купил диплом: пусть меня научат!

11 июня 2016 00:20

Фото с сайта www.pixabay.com
Фото с сайта www.pixabay.com
Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов обратился в Министерство образования и науки и Союз ректоров с просьбой сделать образовательные кредиты максимально доступными для молодежи. Речь идет в том числе и о выпускниках 2016 года, которые сейчас поступают в вузы.

Номинально ФЗ "Об образовании" дает право на кредиты с господдержкой учащимся всех российских университетов. Однако на деле, подчеркнул Хромов, воспользоваться этим правом не в состоянии студенты 80% учебных заведений. Причина — медлительность вузов в вопросе заключения договоров с банками. Такие соглашения пока есть всего у 166 университетов из полутора тысяч.

"Передовиками" в основном являются вузы, подведомственные Минобразования: ведомство Дмитрия Ливанова уже пообещало, что к началу нового, 2016/2017 учебного года все подведомственные вузы смогут работать со студентами в кредит. А вот университеты при других органах власти и частные вузы решают эту проблему крайне медленно, констатировал уполномоченный.

Заработал меньше 21 000 фунтов — можешь не платить

В своем стремлении развивать образовательное кредитование и защитники прав студентов, и чиновники Минобразования ориентируются на опыт передовых капиталистических стран. Учебные кредиты — действительно очень популярная практика в США, Европе, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Японии, Сингапуре — развитых государствах, где образование считается ценностью, гарантирующей ее обладателям стабильное будущее.

Выдачей займов студентам в этих странах занимаются и частные организации, и государство. Оно же, как правило, выступает и гарантом возврата средств. Процентные ставки по таким кредитам обычно невысоки. Жители Британии, к примеру, имеют право получить взаймы 4,5–9 тысяч фунтов стерлингов (от 427 до 854 тысяч рублей по нынешнему курсу) непосредственно на учебу в частном или государственном вузе, плюс средства на проживание — от 4,6 до 10,7 тысяч фунтов стерлингов (от 437 тыс. до 1 млн рублей). Затем, когда выпускник получает диплом, устраивается на работу и его годовой доход достигает 21 тысячи фунтов (чуть меньше 2 млн руб.), он начинает возвращать взятые средства. Выплаты производятся автоматически, через налоговую систему. Ежемесячный платеж составляет 30 фунтов (2840 рублей), а когда жалование плательщика переваливает за 30 тысяч фунтов в год — дорастает до 67,5 фунтов (6400 рублей).

Таким образом, самый бюджетный кредит на учебу выпускник с минимальной зарплатой способен погасить за 12,5 лет. К слову, если жалованье молодого специалиста падает ниже 21 тысячи фунтов, выплаты прекращаются до улучшения материального положения заемщика.

При этом даже в странах с успешной экономикой и низким уровнем безработицы образовательные кредиты считаются одними из самых рисковых. Это и логично: ведь если человек окажется не в состоянии платить по ипотеке или автомобильному займу, банк может забрать его машину или жилье. А чем обеспечен учебный кредит? По сути, ничем: ведь ни диплом, ни тем более знания у заемщика уже отнять нельзя.

Почему Россия не Британия

Безусловно, развитая система образовательного кредитования несет немало плюсов. Государству она помогает минимизировать бюджетные расходы на образование: вузы начинают финансироваться преимущественно за счет платы за обучение. Качественное образование становится доступным не только для богачей, но и для молодежи с невысокими доходами, а это улучшает работу социальных лифтов. Наконец, студенты идут уже не просто за дипломами, чтобы через несколько лет повесить их на стену — мол, "пусть будет", — а за знаниями и навыками, которые потом придется отрабатывать. Так что выбор профессии становится куда более серьезным и ответственным делом.

Однако нельзя забывать, что Россия в промышленном и экономическом отношении — пока далеко не столь развитая страна, как Штаты, Япония или Китай. Сильных вузов с выходами на стабильные производства или крупные корпорации, гарантирующих выпускникам трудоустройство по специальности и с уровнем доходов, способным покрывать кредитные выплаты, в нашей стране крайне мало (ведомственные университеты госкорпораций). А влезать в долги ради диплома, который может оказаться не нужен ни одному работодателю, вряд ли разумно.

Плюс на минус

Стоит трезво взглянуть на возможности и перспективы образовательного кредитования в РФ в ближайшие 10–15 лет, как становится понятно, что в нынешних условиях широкое развитие этой практики принесет больше неприятностей, чем пользы.

Уже сейчас население в России закредитовано по самое не хочу. При этом для простых граждан жизнь в долг в принципе не лучший способ решать проблемы. Механизм кредитов хорошо работает как средство развития производства или бизнеса, но для населения очень часто оказывается дополнительным ярмом на шее.

Даже в Штатах, где и экономика более устойчива, и практика образовательных кредитов давно отлажена, ситуация привела к надуванию очередного "пузыря" по аналогии с ипотечным. В апреле американское правительство официально отчиталось, что 43% от 22 миллионов человек, ранее бравших кредиты на обучение, сейчас не в состоянии гасить обязательства перед банками. Причина в основном в безработице. Число людей, просящих банки сократить выплаты по займам, за 2015 год увеличилось на 48% и достигло 4,6 млн человек.

В России сторонники развития образовательного кредитования порой высказывают мысль, что за выпускников могли бы платить предприятия, куда молодежь потом придет работать. Однако в наших реалиях эта идея пока выглядит утопично. Для нее нужен другой уровень развития производства. У нас же многие предприятия и так едва сводят концы с концами, тем более в кризис.

А предприятие при прочих равных предпочтет взять кандидата без кредитной нагрузки.

Есть в идее образовательного кредитования и еще одна опасность: если она пойдет в широкие массы, ЦБ и банки тут же смекнут выгоду и начнут задирать ставки по кредитам, как это уже случилось со всеми остальными видами займов. Ничем хорошим это, понятное дело, не грозит, — ни населению, ни экономике.

***

Многие поколения граждан и в СССР, и в постсоветской России не задумывались о том, что образование — это не только "законное право человека", как прописано в Конституции, но и некий престижный товар, который должен цениться и в получение которого нужно вкладываться, в том числе и материально. А после того как десятилетия реформ отбросили уровень нашего образования на десятилетия назад, стало вообще непонятно, за что тут, собственно, платить — кроме разве что отсрочки от армии, которая тоже постепенно становится неактуальной из-за значительного улучшения ситуации в войсках.

Чтобы механизм образовательного кредитования заработал в полную силу и принес России пользу, наша экономика — в том числе экономика образования — должна вначале достичь определенного уровня. Речь прежде всего о развитии реальных производственных отраслей, где нашлось бы место десяткам тысяч хорошо обученных амбициозных молодых специалистов. Без этого потенциально полезная практика обернется очередным щедрым подарком банковской системе.

Виктория Фоменко

источник: Русская Планета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы