Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Как спустить инициативу с верху в низ

18 мая 2016 00:00

Cоветник ректора Нижегородского государственного университета по международным делам Кендрик Д. Уайт. Фото с сайта www.strf.ru
Cоветник ректора Нижегородского государственного университета по международным делам Кендрик Д. Уайт. Фото с сайта www.strf.ru
Нередко задачу можно решить, только выйдя за рамки своего привычного мышления. Поэтому для принятия решений по проблемам инновационного развития России небесполезно иметь в виду мнение иностранных экспертов. В рамках Форсайт-флота своим видением того, что необходимо сделать, чтобы Россия стала мировым лидером на высокотехнологичных рынках, поделился советник ректора Нижегородского государственного университета по международным делам Кендрик Д. Уайт.

На Ваш взгляд, насколько эффективна модель выработки стратегий на Форсайт-флоте?

Во-первых, я считаю, это очень полезно собрать вместе таких сильных экспертов, общественных и академических лидеров, лидеров мнений, которые поведут за собой свои локальные сообщества. И здесь обсуждаются правильные вопросы – о долгосрочных трендах. Мне кажется, это упражнение принесёт результаты и для российского правительства, и для АСИ, и для РВК, как инвестора. Но у меня есть очень важный комментарий: необходимо перейти от дискуссий к внедрению.

Для этого нужна государственная поддержка реализации намеченных здесь стратегий. Например, господдержка междисциплинарных исследований, финансовая поддержка и стратегическое долгосрочное планирование методов коммерциализации результатов научной деятельности.

Но

инициатива должна исходить именно от государства.

Например, в Америке такие вещи естественным образом зарождаются в обществе, и уже люди доносят эту идею до правительства. Для американцев характерна высокая склонность к риску, которая является прямым следствием прозрачности институтов, систем управления и поддержки инициатив. В России другая культура, тысячу лет здесь формировалась вертикальная система власти, и ментальность невозможно изменить в одночасье. Поэтому правительство должно возглавить такую инициативу.

Какие меры должно принять правительство для поддержки НТИ?

Сейчас политика правительства обусловлена трёхлетними бюджетными планами, а это слишком близкий горизонт планирования. Американцы планируют в горизонте 7-8, иногда 10 лет, китайцы планируют на 20-30 лет.

Если Россия хочет развивать инновации, ей необходимо разрабатывать долгосрочную стратегию развития, делать долгосрочные инвестиции.

Кроме того, Россия должна развивать технологии, ориентируясь на мировые рынки, а не только на внутренний и, скажем, китайский или рынок БРИКС. Поэтому самое плохое, что может сделать сейчас Россия – это закрыться от европейских и американских рынков. Конечно, сейчас существуют некоторые политические проблемы, но такие сферы, как научная коллаборация и программы обмена студентами, обязательно нужно развивать. Экономические предпосылки глобализации никуда не денутся.

В каких сферах Россия может быть конкурентоспособна на мировых рынках?

Россия, безусловно, может развить прорывные технологии в таких сферах как искусственный интеллект, квантовые технологии, новые материалы, биомедицина и системы обнаружения заболеваний, таких как рак.

Россия сейчас лидер в нейронауках, системах распознавания движения глаз и мимики. Кроме того, она традиционно сильна в математике и физике. Эти направления можно объединить, чтобы получить алгоритмы, а потом, например, приложения для смартфонов, которые будут распознавать не только голос, но движение губ и так далее, приложения не только игрового содержания.

Здесь делается сильный упор на коммерциализацию науки. Как Вы считаете, в чём будет роль фундаментальной науки? Не приведёт ли инициатива к её обеднению?

В России уже существуют механизмы поддержки фундаментальных исследований. Проблема в том, что россияне настолько сконцентрированы на академии, на учёных, что они ждут от них только теоретических результатов, а никакого практического выхлопа не получается. Это нормально для учёных – они получают гранты и изучают что-то очень, очень абстрактное, сложное для понимания. Но где практическая сторона? Где решения для промышленности?

Организации вроде АСИ не должны думать исключительно о фундаментальных исследованиях. Я считаю, что программы АСИ, НТИ и РВК сфокусированы на поиске механизмов, соединяющих большую науку с производством.

Многие производственные компании в России покупают технологии в других странах. Вместо этого они должны были бы работать с российскими университетами, но у многих университетов до сих пор не было механизмов сотрудничества с корпорациями, исключение составляют некоторые технические вузы.

Моё решение очень простое – российские университеты, в первую очередь классические, должны создавать центры коммерциализации технологий, которые включают в себя центры предпосевной подготовки проектов (proof-of-concept), функции современного технологического трансфера, службу по работе с правами на интеллектуальную собственность в международном контексте.

Смысл работы АСИ и РВК именно в том, чтобы развить эту связку. Это не значит, что в России должно прекратиться финансирование фундаментальных естественнонаучных исследований. Но и нельзя сказать, что Россия должна отказаться от коммерциализации технологий, разработанных в академической среде. Чтобы иметь преимущество в инновационной экономике, необходимы обе ступени.

В российских университетах сейчас сосуществуют два общества. Одно – это учёные, которые работали ещё в Советском союзе, и их мотивирует на работу патриотизм или желание получить Нобелевскую премию. А на другом полюсе находится студенческое сообщество. Может быть, им не нужна Нобелевская премия. Может, они хотят купить квартиру или завести семью. Поэтому молодые люди, которым интересно заниматься наукой, думают о том, как сделать карьеру в этой сфере. И центр коммерциализации технологий даст им возможность выбрать карьеру технопредпринимателя, научит их общаться с инвесторами, выстраивать бизнес-модели и так далее.

Но надо понимать, что не только технопредпринимателям нужны такие центры. Проблема в том, что российское правительство просто не может финансировать все фундаментальные исследования, поэтому университеты должны расширять круг своих партнёров. И компании не будут давать свои деньги на исследования, если они не будут получать на выходе какой-то продукт. Учёные часто боятся такого давления. И задача современного университета – навести мосты между этими культурами.

Существует мнение, что россияне гораздо лучше справляются с созданием крупных и абстрактных идей и проектов, а доводить их до продукта не умеют. Так ли это? И если да, можно ли превратить этот недостаток в преимущество?

Российские студенты и учёные похожи вот в чём – они жду трудной Задачи. Я знаю учёных, которые могут сидеть в лаборатории и дни напролёт пить чай и курить, при этом жить на копейки. Но когда перед ними ставят Задачу, они преображаются. Они снова сидят дни и ночи в лаборатории, но теперь они погружены в её решение.

Это национальная черта.

Тут надо понимать, что правительство хорошо умеет ставить масштабные задачи. Но, как правило, такие задания действительно не предполагают проработки мелких деталей. А что хочет бизнес? Например, "Газпрому" нужна труба, которая была бы прочнее и легче аналогов. Это очень точный запрос, и бизнес готов платить университетам за решение такого рода задач. Поэтому если научное сообщество будет решать больше задач, поставленных бизнесом, появится и большее внимание к деталям. Это тоже путь к построению ментальности "снизу вверх", где инициатива рождается на местах.

Правительство не может заниматься всем. И через эту программу оно посылает сигнал бизнесу и научному сообществу о том, что им надо взаимодействовать и совместно решать свои проблемы, без посредничества правительства на каждом шагу.

Болохова Ксения

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы