|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Кто ответит за школьный скандал в Златоусте: учитель или реформа образования11 мая 2016 23:55
Как отмечается в прокурорском сообщении, образовательный процесс в классе противоречил приказу Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам", согласно которому в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов счел возбуждение уголовного дела против учительницы избыточным и сказал, что достаточно было бы ее просто уволить, а ее действиям дать объективную оценку. За педагога вступился и Общероссийский профсоюз образования, выразив настоятельное желание принять участие в расследовании инцидента. В свою очередь, корреспондент Федерального агентства новостей обсудила ситуацию с экспертами. Образование как сфера услуг Так, историк и педагог, бывший директор московской школы, автор учебников и лекций по истории России Евгений Спицын сразу обратил внимание на то, что о ситуации, имевшей место весь учебный год, стало известно только сейчас, когда до начала летних каникул остались считаные дни. "Целый учебный год родителей все устраивало, и вдруг в конце учебного года начинается эта травля, — отметил Спицын. — У меня в школе была аналогичная ситуация с учителем лет десять назад. Надо знать психологию детей: в этом возрасте они очень внушаемы и легко поддаются давлению. Кроме того, они склонны и ко лжи. Использовать детей в качестве свидетелей в данном случае нельзя: их по закону разрешено опрашивать только в присутствии законных представителей, а в присутствии родителей они лгать будут еще хлеще. Поэтому у меня большие сомнения в том, как эту историю описывают СМИ". Эксперт считает, что случай с учительницей из Златоуста показывает плоды реформы образования, когда родители выводятся на первый план и фактически начинают диктовать свою волю школе как государственному институту. И крайним часто оказывается педагог. "Человек, который работает в школе не один десяток лет, прекрасно знает свою работу и никогда не допустит такого прокола, после которого на него заведут уголовное дело, — считает Спицын. — Она что, не знала, что в первом классе у нас оценки не ставятся? Это давно так. Так проколоться может или молодой, неопытный педагог, или неадекватный человек, поэтому я думаю, что здесь явная "подстава". И свою паскудную роль здесь играет именно закон об образовании, который основан на принципах детоцентризма, вариативности, и на том, что образование — это сфера услуг, в которой клиент (то есть родитель) всегда прав. Такой подход автоматически рушит всю систему школьной дисциплины". Школьная дисциплина всегда была архиважной проблемой, считает педагог. А где нет дисциплины, там невозможно нормальное прохождение программы. Отсюда необходимость домашних заданий и повторения пройденного материала. Еще одна странность в этом инциденте — абсолютная пассивность администрации школы. "Почему эти анонимные родители побежали в прокуратуру, а не к директору школы? — рассуждает Спицын. — Ведь этот вопрос изначально должен был решаться в рамках школы, на уровне директора. И, неверное, он должен был решаться не в конце учебного года, а тогда, когда возникла эта ситуация". Эксперт считает, что скандал в Златоусте укладывается в рамки новой образовательной парадигмы: отменить прежнюю систему образования как государственную — вместе с уроками, оценками, родительскими собраниями — и вывести государство из этой сферы вообще, сделав полноценное образование доступным лишь для избранных. Не хватает стандартов Член комиссии по развитию науки и образованию Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы Роман Дощинский видит проблему в том, что в законе недостаточно четко прописаны критерии домашних заданий для школьников, а кроме того, родители сами склонны перегружать своих детей всевозможными внеклассными занятиями с репетиторами. "Домашние задания — недорегламентированная сфера. Законом об образовании 2012 года мы отпустили школы в свободное плавание. Получается так, что каждая школа — сама себе хозяйка, директор школы может создавать такие локальные акты, которые позволяют многое, — рассказал Дощинский. — Единственный документ, на который сегодня ориентируются все школы в стране — Единый федеральный образовательный стандарт. Вот в этом 100-страничном документе ни слова не сказано о нормах для домашнего задания. Есть санитарные нормы, но они в иерархии нормативных документов занимают второстепенное место в образовании, потому что главный документ для школы — образовательный стандарт. И в нем, повторюсь, ни слова не сказано о домашних заданиях. В этом основная проблема, недооцененная министерством образования". Эксперт считает, что из-за этого возникает несогласованность в нагрузке между разными предметами, когда учителя в один день могут задать ученикам крупные проектные задания, перегрузив их сверх всякой меры. "Я не думаю, что в этом эпизоде учитель — садист или не понимал чувства меры, — рассуждает Дощинский. — Если мы каждую подобную ситуацию будем разбирать в суде, про педагогический процесс тогда можно вообще забыть. Дело показательное, инициированное, как мне кажется, из других соображений". Эксперт не отрицает, что у учащихся должно быть свободное время, и с удовольствием вспоминает свои школьные годы, когда времени хватало на все — и на уроки, и на прогулки с друзьями, и на увлечения. Но сегодня школьники часто бывают перегружены учебой, отмечает Дощинский. Как правило, после школьных занятий их ждет еще череда репетиторов, нанимаемых родителями: в определенный момент малейшее усиление нагрузки в школе воспринимается как последняя капля. Роман Дощинский — сторонник отмены домашних заданий и оценок для учащихся всей начальной школы. Он считает, что начальная школа должна стать периодом адаптации к учебному процессу, тогда как в соответствии с действующими нормативами программа начальной школы перегружена. Как учитель русского языка он видит это на примере учеников пятого класса, с которыми, по сути дела, приходится закреплять уже пройденный материал.
Екатерина Чалова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |