|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Сливной механизм15 марта 2016 23:43
Студенты и преподаватели РХТУ им. Д.И. Менделеева, которому грозит слияние с Институтом стали и сплавов, тоже протестуют: под их обращением уже около 18 тыс. подписей. При этом чиновники Минобразования утверждают: объединение – дело добровольное. Объединение вузов в России началось около 10 лет назад в Ростове-на-Дону и Красноярске. Тогда было создано два федеральных университета – Южный и Сибирский. Потом прошли объединения в Якутске, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске, Ставрополе, Казани, Калининграде, Симферополе. Процесс, как говорится, пошёл. В Москве только за прошлый год произошло слияние около 12 вузов. По любви или по расчёту? Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уверяет, что надо закрыть лишь те вузы, которые "не обеспечивают высокий уровень обучения". "Огромное количество вузов никуда не годится", – считает премьер Дмитрий Медведев. Объединение везде идёт по-разному. "Положительный эффект бывает только в двух случаях: по любви или по расчёту, как и в жизни, – рассказал "Нашей Версии" первый заместитель председателя комитета ГД по образованию Олег Смолин. – Так произошло, например, когда Уральский государственный университет и Уральский государственный технический университет объединились в Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина. Но это, пожалуй, исключение". К сожалению, сегодня распространена такая схема: в Минобрнауки приглашают ректоров, там проводят беседу о слиянии, несогласным напоминают о п. 2 ст. 278 Трудового кодекса – увольнение руководителя без объяснения причин. После этого учёный совет принимает решение о слиянии вузов... Объединение вузов – это та же оптимизация. В конечном счёте это приводит к сокращению бюджетных мест, преподавательских ставок и расходов на них. В физике есть такое правило: быстродействие системы определяется быстродействием самого слабого элемента. К сожалению, в некоторых случаях слабый вуз тянет за собой более сильный. Есть примеры, когда в результате слияния один из вузов фактически прекращал своё существование. Пример – объединение РЭУ им. Г.В. Плеханова с Московским университетом экономики, статистики и управления (МЭСИ). "У этих вузов была слишком разная специализация, – объясняет Олег Смолин. – В результате наиболее талантливые IT-шники из МЭСИ покинули стены вуза, перейдя в Высшую школу экономики и другие вузы. Как выяснилось, МЭСИ попал в чёрный список ввиду того, что количество площадей вуза не соответствовало числу преподавателей и студентов". Принимая решение о слиянии, никто из чиновников не задумался о том, что электронным вузам нет необходимости иметь 14 квадратных метров в Москве на студента, который учится в другом городе. Электронное обучение подразумевает меньшее число преподавателей в расчёте на 100 студентов, однако у чиновников своя логика и свои нормативы… Вначале дают деньги, потом – режут Сейчас научный мир России обсуждает два события – возможное объединение Московского автодорожного университета (МАДИ), ведущего отраслевого вуза страны с 85-летней историей, с Московским государственным машиностроительным университетом (МАМИ). Протестуют и студенты РХТУ им. Д.И. Менделеева, которому грозит слияние с Институтом стали и сплавов (МИСиС). Студенты и преподаватели опасаются, что объединение не лучшим образом скажется на качестве образования. В пример приводят уже имеющийся печальный опыт объединения химико-технологических вузов с непрофильными техническими вузами. "От Московского государственного университета инженерной экологии (ранее – Московский институт химического машиностроения) в составе университета Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) через три года остался всего один факультет, который имеет тенденцию к последовательному сжатию. По факту работают две-три кафедры", – говорится в тексте петиции. В основе объединения вузов, по версии Олега Смолина, лежат три принципа: "Сначала, после объединения, вузу выделяют немного денег, но затем сокращается преподавательский состав, уменьшается набор студентов. Ещё одна причина – это упрощение управления. Министерству образования и науки проще руководить небольшим количеством вузов с управляемым руководством". Но есть и другие мнения (см. рубрику "Мнения: за и против"). Новости для Ломоносова В спорах о зарплатах, сокращениях и помещениях вопрос о качестве образования как-то незаметно отошёл на второй план. Между тем перемены в этой области, судя по всему, давно обсуждаются в высших эшелонах власти. Утечку информации порой можно уловить в выступлениях руководителей госкорпораций и чиновников. Так, глава Сбербанка России Герман Греф высказался недавно таким образом: "Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний". Полагаю, Герман Оскарович произносил эти слова не как учёный, защитивший кандидатскую диссертацию в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Ведь для этого потребовалось если не огромное, то, во всяком случае, не малое количество знаний. Скорее Греф говорил как управленец, знакомый с системой финансирования российского образования. А печальное лицо истины тут таково: федеральный бюджет на 2013–2015 годы несущественно увеличил расходы на образование. Как доля ВВП они даже снизились. Известно также, что министр образования и науки Дмитрий Ливанов предупредил: в 2016 году не будет финансирования одной из важных и обсуждаемых целей – обеспечения вхождения пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов. Рейтинги эти, конечно, бывают разными и критерии, по которым они составляются, различны. Чаще всего в прессе фигурирует рейтинг ведущих высших учебных заведений по версии британского журнала Times. Там в первые две сотни престижных вузов начиная с 2004 года входит только МГУ им. М.В. Ломоносова. Вряд ли основатель Московского университета порадовался бы такому результату. ЗА И ПРОТИВ: Виталий БОРЩ, и.о. ректора МАДИ: – Слияние вузов – это не самоцель, а один из возможных вариантов развития для каждого конкретного университета. МАДИ – вуз эффективный, по данным мониторинга Минобрнауки. Поэтому для МАДИ участие в проекте объединения вузов может произойти только в случае решения учёного совета университета о целесообразности такого решения. Нескольким вузам, в том числе и МАДИ, было предложено рассмотреть вопрос о создании Московского политехнического университета (МПУ) за счёт слияния, то есть на равных правах, в отличие от присоединения. При сохранении максимальной автономии в составе будущего университета и своего исторического названия МАДИ имел бы возможность увеличить число студентов, обучающихся по профильным для вуза направлениям подготовки, сформировать на своей базе общеуниверситетские Институт повышения квалификации, Управление международного сотрудничества, Центр военной подготовки. В МАДИ это предложение было рассмотрено, состоялось расширенное заседание учёного совета с участием представителей Минобрнауки. Обсуждение показало, что подавляющая часть коллектива считает: вуз должен развиваться как самостоятельная образовательная организация. Коллектив вуза, профильных работодателей беспокоит, что в случае объединения произойдут сокращения работников вуза, слияние кафедр и как следствие снизится качество подготовки кадров, которым славится МАДИ, и ряд других рисков. Олег Смолин, первый зампред комитета по образованию Госдумы РФ: – Ещё в 2012 году на заседании открытого правительства я сказал Дмитрию Анатольевичу Медведеву, что во всех рейтингах лидируют небольшие или средние зарубежные вузы. Он ответил: в России всё по-другому, у нас должны лидировать крупные государственные структуры. Вторая официальная версия объединения – межпредметность. Но какое новое системное качество может получить вуз, если дизайнеров объединяют с агрономами, а врачей с ветеринарами? В большинстве случаев практика объединения приводит к тому, что первые два года объединённый вуз попросту не работает, потому что там выясняют, кто главный – в деканате, в ректорате, на кафедрах. После этого сокращают преподавателей сходных специальностей.
Ирина Грацинская
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |