|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Детей-аутистов лишают школы26 февраля 2016 23:59
До середины 90-х годов для лечения раннего детского аутизма использовали только медикаментозные средства. В лучшем случае ребят отправляли в коррекционные школы, в худшем — на домашнее обучение. Специализированным образованием детей с этой патологией никто не занимался. В педагогических вузах об особенностях обучения аутистов тоже практически ничего не рассказывали. Дескать, есть ребята с нарушением функции общения — и все. Даже сейчас в полном объеме этой проблемой в России не занимаются. На всю страну — только две специализированных государственных школы для таких детей — "Центр реабилитации ребенка" в Петербурге и "Морозовский центр" в Москве. Очереди туда огромны. В центры едут со всей страны. Специализированная начальная школа-сад № 687 для детей с расстройствами аутистического спектра появилась в Петербурге в 1995 году. Авторами концепции центра стали заслуженный учитель РФ Лариса Демьянчук, ректор института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга Людмила Шипицина и доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии СПбГУ Евгений Иванов. Изначально заведение размещалось в одном из корпусов детского сада № 14 на Павлоградском переулке. Позже появились еще четыре корпуса — на набережной Обводного канала и Роменской улице. Каждый из пяти корпусов имеет свою направленность. В первом размещены три дошкольные группы для детей со сложным дефектом развития, а также один класс для детей с ограниченными возможностями. Второй — "школьный", в нем обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья из 1-4 классов. В третьем корпусе расположены дошкольные общеобразовательные группы — по сути, это обычный детский сад, который посещают дети из ближайших домов. В четвертом корпусе занимаются четыре дошкольные группы детей с задержкой психического развития. В пятом работают с детьми с тяжелым нарушением речи. Всего в центре обучаются 36 школьников и 190 дошкольников. Сюда приезжают дети-аутисты не только из Петербурга, но и из Владивостока, Читы, Майкопа, Калининграда, Красноярска. На попадание в центр — очереди. Многие иногородние ищут родственников в Петербурге, пытаются прописаться в Центральном районе города, чтобы иметь приоритет в устройстве своих ребят в уникальную школу. Учебное заведение было признано петербургской "Школой года" в 2000 году, а в 2005 году победило в конкурсе "Школа года России". Учредителями являются комитет по образованию и администрация Центрального района города. Однако создается ощущение, что городские власти совершенно не обращают внимания на учебное заведение. Руководство школы и родители неоднократно просили комитет по образованию и районную администрацию посодействовать в ремонте зданий, изношенность которых уже превысила 50%. Как правило, все ограничивалось отписками. Впрочем, иногда доходило и до "конкретики". "Постановлением правительства Санкт-Петербурга в государственной программе Санкт-Петербурга развития образования на 2015—2020 годы объекты по адресу включены не были", — так звучал один из ответов представителей районной администрации. В итоге детсадовские площадки для гуляний приходилось ремонтировать за счет средств случайно найденных спонсоров. Облагораживанием школьных кабинетов занимались сами родители. Единственное, что сделали городские власти, — это натянули защитную сетку на осыпающийся фасад первого корпуса. Его ремонт был оценен всего в 100 тыс. рублей. Но и этих денег власти не выделили. Существовало еще и распоряжение губернатора Петербурга Георгия Полтавченко от 2012 года, согласно которому три школьных корпуса на Обводном канале должны были снести, а в 2015 году учебное заведение должно было переехать в новое здание на 280 мест. При этом адрес потенциального переезда нигде обозначен не был. То есть по сути распоряжение представляло собой некую идею-концепцию того, что именно можно было бы сделать с 687-й школой. Родители и педагоги обратились за помощью к уполномоченному по правам ребенка в Петербурге Светлане Агапитовой. Она посетила заведение 29 января. Ознакомившись с положением дел, омбудсмен доложила о ситуации главе администрации Центрального района Марии Щербаковой. Тут-то и выяснилось самое интересное. Оказывается, что ремонтировать школу никто не собирается. Два из пяти корпусов, в которых занимаются детьми-аутистами, ожидает закрытие уже в 2016 году. После этого они должны быть снесены. Детей с аутизмом же планируется просто "раскидать" по коррекционным классам 46-й, 25-й и 467-й школ, а ребят из речевых групп отправить в районные детские сады.
После этого должна быть приостановлена деятельность еще в двух блоках. Остается неопределенной судьба корпуса на улице Роменской. Родителей эта ситуация возмутила. Они выступили против закрытия корпусов школы. По их словам, детей нельзя переводить в обычные коррекционные классы — к аутистам нужен особый подход, с учетом их особенностей. Так, Марина Игнатьева даже специально переехала в Петербург из Владивостока в 2012 году, чтобы устроить своего ребенка в школу № 687. В ее родном городе таких заведений нет. Психиатры в глубинке и вовсе отказываются ставить диагноз аутизм. Если у ребенка интеллект в норме — то диагностируют шизофрению, если нет — умственную отсталость. "У меня была большая битва с психиатрическим сообществом города, чтобы ребенку наконец-то поставили диагноз аутизм. Пыталась устроить его в детский сад. Добиться места удалось только после обращения прокуратуру. Взяли с большим трудом в ЗПР-ный (задержка психического развития). Через год моего ребенка оттуда с треском выгнали. В школу его могли устроить только для умственно отсталых, но для нас это не подходит", — рассказала Игнатьева. По ее словам, именно благодаря петербургскому центру ее ребенок наконец заговорил. "У меня ребенок боялся есть, девочка просто пугалась еды. К кому мы только не обращались — к психологам, к логопедам — результата не было. Нормально кушать она начала только когда стала учиться в центре", — рассказала Лидия Троицкая, которая специально переехала в Петербург из Майкопа, чтобы устроить свою дочку в Центр. Другие родители также отмечают, что только эта школа дает их детям "билет в жизнь". Что делать, если ее закроют, они не знают. "Что остается? Переходить на домашнее обучение? Учреждений, работающих с детьми-аутистами, просто нет", — подчеркнула Игнатьева. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Иванова напомнила, что существуют президентские указы, в которых был сделан акцент на том, что первейшая помощь должна оказываться именно детям-инвалидам. В Петербурге же обратная ситуация. Уникальному заведению грозит ликвидация. За 20 лет педагогический состав накопил значительный опыт в работе с детьми с особенностями развития. Теперь обо всех достижениях власти хотят забыть. Учитель начальных классов Надежда Лебедева считает, что при желании найти новое здание для детей-аутисов не составит труда. В самой школе не претендуют на что-то особенное. Это просто должно быть здание без признаков аварийности, рассчитанное на 220 ребят, желательно с хорошей транспортной доступностью. По информации родителей и педагогов, выселить их хотят не просто так — на территорию, ограниченную Лиговским проспектом — Павлоградским переулком — Черняховской улицей — набережной Обводного канала, претендует предпринимательская структура, близкая к правительству города. В надежде добиться справедливости и спасти школу педагоги создали на портале change.org петицию, обращенную к властям города. За неделю за сохранение центра подписались 3 тысячи неравнодушных граждан.
Александр Калинин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |