Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Олег Смолин: КПРФ внесёт в Госдуму новый закон об образовании 27 января

18 января 2016 22:52

Депутат Государственной Думы Олег Смолин. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Депутат Государственной Думы Олег Смолин. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Фракция КПРФ в январе собирается внести на рассмотрение в Государственную Думу новый вариант закона об образовании. Об этом сегодня сообщил первый вице-спикер, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. В чём отличие документа от ныне действующего закона, "Парламентской газете" рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения "Образование — для всех" Олег Смолин (фракция КПРФ).

– Олег Николаевич, когда фракция КПРФ внесёт законопроект закона "Об образовании для всех" в Государственную Думу?

– Как известно, Федеральный закон "Об образовании в РФ" действует уже два с половиной года и успел причинить немало бед. Напомню, что, принимая этот документ, Госдума отклонила подготовленный нами альтернативный проект закона "О народном образовании", в который были включены требования профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций; ректоров, профессоров, простых граждан, то есть всего образовательного сообщества. Стремясь исправить явные ошибки действующего Закона "Об образовании в РФ" наша фракция внесла в Госдуму 23 законопроекта, из которых три приняты, 12 отклонены, а восемь не рассмотрены. Это латание дыр. Нужно, на мой взгляд, не закрывать проблемы, а полностью изменить курс образовательной политики. Работа над новым законопроектом, который носит название "Об образовании для всех", уже завершена и 27 января мы намерены внести его на рассмотрение в Государственную Думу.

– Каковы отличия подготовленного фракцией КПРФ законопроекта от действующего закона?

– Берусь утверждать: действующая образовательная политика с её философией "мёртвого" бюрократического образования и тестовой системой способна человека превратить в обезьяну. Мы знаем секрет успешной образовательной политики: соединение лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. Именно этот "секрет" воплощён в нашем законопроекте. Мы убеждены: новая образовательная политика нужна нам как воздух. А обеспечить её может только новый закон. В подготовленном нами документе мы постарались учесть все аспекты образовательного процесса — финансирование образования, создание благоприятной информационной среды, подумали о статусе студента и преподавателя, не обошли вниманием дошкольное образование и обучение в сельских школах, учли современные требования к профессиональному и дополнительному образованию, а также не забыли о проблемах обучения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– На фоне развивающегося экономического кризиса увеличить траты на образовательный процесс будет не просто…

– Никому в мире ещё не удалось произвести модернизацию страны при затратах на образование менее 7 процентов от ВВП. Для сравнения: в СССР в 1950-х годах XX века или как намечено в Бразилии к 2020-му — не менее 10 процентов от ВПП. В 2016 году Правительство сокращает финансирование образования в бюджетах всех уровней менее чем до 4 процентов от валового внутреннего продукта. Это предпоследнее место среди развитых стран! Мы требуем поднять расходы на образование в течение трёх лет до 7 процентов от ВВП. Не только в СССР, но также и в капиталистических странах "экономическое чудо" каждый раз базировалось на росте финансирования образования. Другого пути просто нет.

– Что вы имели ввиду, говоря о создании благоприятной информационной среды?

– Современное российское телевидение в большинстве случаев напоминает, говоря словами Владимира Высоцкого, "ящик для идиота". В официальном законе о просветительстве нет ничего. Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами все каналы, которые будут вести просветительские программы. Телевидение вновь должно стать, вспоминая того же Высоцкого, "окном в мир".

– Росстат отмечает рост зарплат педагогов в последние несколько лет. Можно ли сказать, что это происходит благодаря действующей редакции Закона "Об образовании"?

– Действительно, зарплата немного выросла, однако главным образом за счёт увеличения нагрузки. Даже по данным Народного фронта, средний учитель выполняет в неделю 28 уроков — то есть более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две — некогда.

В новом законе прописано, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране. Не менее полутора средних зарплат по региону и по стране он должен получать в колледже или техникуме, а в вузе — не менее двух средних заработных плат по стране и региону. Ещё раз повторю: за одну ставку!

По пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа чиновников.

– Не менее тяжело в финансовом плане и студентам…

– В этой части правительственный закон построен по известному принципу: вот тебе три рубля — и ни в чем себе не отказывай! Расчётная студенческая стипендия в вузе в настоящее время составляет около 13 процентов от прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%. В техникуме — около 4 процентов, тогда как было более 50 процентов. И продолжает сокращаться в реальных деньгах.

В законопроекте прописано, что социальная стипендия малообеспеченного студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека, академическая стипендия в вузе — не ниже 80 процентов от прожиточного минимума, а стипендия в колледже или техникуме — не менее 40 процентов от прожиточного минимума.

В советское время студенты учились, а некоторые подрабатывали. Если ситуация не изменится, современные так и будут: работать и "подучиваться"!

– Принятый Закон "Об образовании" отменил льготы по оплате детских садов. Родительская плата поднялась в среднем на 40-50 процентов, а где-то — в разы. Это вызвало серьёзное недовольство в регионах. Намерены ли вы изменить этот порядок?

– Мы требуем вернуть льготы! Платить за детский сад обычные семьи должны 20 процентов от реальной цены, а многодетные — не более 10 процентов. Иначе президентский указ о доступности детсадов будет исполнен наизнанку: из-за неподъёмных цен мамы останутся дома, а дети — без дошкольного образования.

– Немало нареканий у экспертов вызывает современная концепция школьного образования. Затронули ли вы этот раздел?

– Назову лишь две ключевые идеи. Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей. Мы предлагаем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе указать набор обязательных учебных предметов. В противном случае единое образовательное пространство страны рассыпается как карточный домик. При переезде в другой регион или даже в другую часть города дети оказываются в совсем другой школе.

Вторая. Экзамены. Сейчас ЕГЭ критикуют даже его "отцы-основатели", забыв, как восхваляли. Рособрнадзор проводит некоторые положительные перемены, но очень медленные.

Мы считаем, что выпускнику необходимо дать право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме либо в форме ЕГЭ. Мы уже 15 лет убеждены, что ЕГЭ должен быть приговорён к высшей мере… совершенствования!

Касаемо обучения в сельской местности. Правительственный закон не остановил ликвидации сельских школ. Помимо 25 тысяч, закрытых до него, за последние три года исчезли ещё примерно три тысячи. Для улучшения ситуации необходимо изменить порядок финансирования сельской школы. Оно должно производиться независимо от количества детей. Ликвидация или реорганизация сельской школы возможна в исключительных случаях и только с согласия сельского схода. Для привлечения педагогических кадров в сельскую местность сельскому учителю должно быть восстановлено в полном объёме право на бесплатное жильё с бесплатным отоплением и освещением.

– 23 мая 2015 года Правительство утвердило Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы. По заявлению кабмина, в ней определены меры по обеспечению доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России. Отвечает ли этот документ реалиям времени?

– Правильнее было бы назвать её "программой разгрома". Она предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40 процентов российских вузов и 80 процентов их филиалов. Часть студентов в период кризиса неизбежно окажется на улице.

Мы знаем: в стране ещё осталось небольшое число вузов, которые торгуют дипломами и которые нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если бы в 1930-е годы в СССР не открыли несколько сот вузов, мы проиграли бы Великую Отечественную.

Среди наших предложений — разрешить закрывать или реорганизовывать государственные вузы только с согласия Государственной Думы, вернуть в вузы полноценные выборы ректоров, разрешить вузам участвовать в Болонском процессе исключительно на добровольной основе без всякого принуждения.

– Коснётся ли подготовленный законопроект проблем образования инвалидов?

– Действующий закон в этой части прописан прилично. Частично учтены наши поправки. Однако и в этой ситуации, по данным Минобрнауки, закрыто более 300 коррекционных учреждений.

Наши ключевые требования в этой части — право родителей с учётом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребёнка с ОВЗ — инклюзивную или коррекционную, возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием.

Если этого не сделать, инклюзивное образование в стране превратится в профанацию.

– Во всём мире стремительно развивается электронное обучение. В любой из ведущих стран мира работают десятки электронных университетов. Коснулись ли вы при разработке документа этой проблематики?

– Действующий закон и в этой части прописан неплохо, но Минобрнауки под видом борьбы за качество тормозит развитие современных технологий. Наш законопроект снимает бюрократические тормоза и открывает дорогу электронным университетам в России. В противном случае мы проигрываем международную конкуренцию и помогаем Западу (прежде всего США) "откачивать" из нашей страны самую большую ценность — интеллектуальный и человеческий потенциал.

Беседовал Дмитрий Олишевский

источник: Парламентская газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы