|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Неравные браки системы образования18 декабря 2015 23:49
А детей-то спросить забыли Проект федерального закона предполагает изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", дополняя его пунктом 16, в котором предусмотрена норма, устанавливающая право жителей городского округа выражать свое согласие или несогласие при реорганизации или ликвидации государственных образовательных организаций, расположенных в границах округа их проживания. Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уже на протяжении трёх лет идёт в Москве и других регионах нашей страны. Как сказано в пояснительной записке к документу, государственные общеобразовательные учреждения в Российской Федерации представляют особую важность, как для общества, так и для отдельно взятых граждан, являются ключевым звеном в создании единой образовательной системы внутри страны: "Школы являются посредником между обществом и молодым индивидом. Их основным предназначением является подготовка подрастающего поколения для будущей жизни в социуме, обеспечение детей необходимыми навыками общения и взаимодействия друг с другом". А потому объединять их бездумно нельзя. После вступления в силу нового закона "Об образовании в РФ", в 2012 году, поступили предложения от 1567 учреждений о создании 482 крупных образовательных комплексов. Такие действия сразу приводят к тому, что объединяются более "слабые" школы с гимназиями, где и преподавательский состав, и уровень знаний учащихся значительно выше. "Это приводит не к улучшению ситуации в более слабой школе, а к ухудшению уровня знаний в гимназии" — уверены парламентарии. А предлагаемые ими изменения позволят всерьёз учитывать мнение граждан при осуществлении процедур ликвидации или реорганизации общеобразовательных учреждений. Сегодня, например, в школах для инвалидов или девиантных детей тоже недовольны слияниями. Чиновники утверждают, что внедряют таким образом принятый на Западе инклюзивный подход, когда "особенные" дети учатся вместе с обычными. А получается, зачастую, не лучше, а хуже. В объединённых центрах нет ни инфраструктуры, ни дополнительных ставок для специалистов по работе с инвалидами. Интересно, что в августе этого года столичные власти составили рейтинг лучших московских школ "Топ-300", который показал, что программа реорганизации и слияния школ только улучшила статистические показатели, а последние 5 лет происходит "мощнейший рост качества образования". В этом году в десятку лучших вошли школы №№1535, 1329, 57, 548, 962, а также СУНЦ МГУ, лицей №1501, "Вторая школа" и Курчатовская школа. Основные параметры, которые учитывались в рейтинге — результаты экзаменов, количество призёров Олимпиад, а также дошкольных групп, перешедших в 1 класс той же школы. В этом году добавилось три дополнительных параметра: профилактика правонарушений, социокультурная работа и количество детей-инвалидов. При такой картине странно, почему же сами реорганизованные школы регулярно посещают протестные митинги, а родители и учителя говорят о снижении качества образования, сокращениях преподавательского состава и сокращении финансирования. Новый закон только спутает карты "Родителей спрашивать надо, причём под роспись — это понятно. А у детей спрашивать не нужно? Мне не понятно, почему все процессы реорганизации и слияния идут в обход их мнения, их желания", — такую точку зрения высказала завуч одной из объединённых недавно школ в центральном округе Москвы Инна Стрельцова. Преподаватель считает, что общественные слушания — обязательный элемент в таком процессе. В первую очередь, чтобы избежать подделки документов, которая, к сожалению, стала частым явлением в данных вопросах. Педагог отметила, что теперь образовательные учреждения на почве слияний и реорганизаций рассорились и "даже в гости друг к другу не ходят".В законе об образовании прописано, что объединение должно быть добровольным процессом, более того — проводиться только по инициативе родителей и администрации школ. Но до сих пор есть правовая неясность: сначала городские власти утверждали, что родительский совет может наложить вето на слияние, потом — что их мнение лишь учитывается. Закон допускает обе трактовки. А сельскую школу вообще невозможно реорганизовать, не проведя общий сход граждан. Об этом же сказал и первый зампред Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов: "Чиновники на практике плевать хотели на все сходы и советы. Они их никогда не остановят, если нужно провести очередную оптимизацию. Под ней, зачастую, подразумеваются следующие шаги: всё закрыть и всех уволить, а детей распихать по другим школам". Депутат считает, что принимать новый закон, если не работает действующий — глупо. На его взгляд, более важной является правоприменительная практика, то есть нужно заставить работать уже существующий закон. "Почему-то профильное ведомство, которому поручена вся система отечественного образования — Минобрнауки, этой правоприменительной практикой вообще не занимается. Всё отдали на откуп муниципалитетам — пусть в каждом регионе эти вопросы сами решаются. Но это подход близорукий. И мы, депутаты, сейчас забрали эти вопросы на свой уровень, создавая эту правоприменительную практику", — сказал первый зампред думского Комитета. В пример он привёл ситуацию объединения двух столичных школ. Одна из них — для детей с тяжёлыми задержками в речевом развитии, а вторая — с углублённым изучением иностранных языков. В итоге после слияния логопедические дисциплины, которые так нужны детям с речевыми трудностями, пустили "под нож", специальные предметы вынесли на уровень дополнительных и платных, а классы укрупнили. "Я вмешался на уровне прокуратуры вместе с родительским комитетом. Мы остановили это процесс, а всех, кого нужно наказали. Как было с ситуацией, когда объединили математический лицей и школу для детей, отстающих в развитии. Мы пытались вмешаться, но не удалось переломить позицию органов управления образования". Владимир Бурматов заявил, что, если бы местные депутаты вдумчиво занимались этими вопросами, всё было бы по-другому, но в идеале темой должны заняться чиновники Минобрнауки, "у которых, видимо, другие задачи и дети в школах, а также учителя и назойливые родители им только мешают".
Ксения Редичкина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |