Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 декабря 2024 г., понедельник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Профессура против бакалавров и магистров

14 октября 2007 15:59

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Госдума приняла федеральный закон, устанавливающий двухуровневую систему высшего образования с присвоением квалификации по примеру образовательных систем в европейских странах. Выпускники вузов на первом этапе смогут получать степень бакалавра, на втором – степень магистра. В большинстве российских вузов профессура выступает против такой реформы.

Бакалавриат предусматривает учебу и подготовку квалифицированных рядовых сотрудников в течение четырех лет. Согласно новому закону, выпускники вузов смогут получить работу на исполнительских должностях как в частных компаниях, так и государственных. Второй уровень высшего образования – это магистратура. Магистров в течение года будут готовить к научно-исследовательской деятельности. Как пояснил заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко, реформа высшего образования проводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. Эти стандарты действуют в более чем 50 государствах, прежде всего в европейских странах.

Эксперты по-разному отреагировали на принятие нового закона. Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов выразил сомнения по поводу успеха реформы высшего образования России:

– Это тяжелый процесс, как и любые процессы в системе образования, он имеет целый ряд рисков. Риски заключаются, например, в том, что наши заказчики и работодатели с трудом понимают, чем отличается, например, бакалавр от магистра, и еще менее понимают, что такое магистр, как он связан со специалистом. Именно поэтому, несмотря на принятый закон, до 2008 года будет действовать система тройная: будут и бакалавры, и магистры, и так называемый специалитет, специалисты, чтобы была большая гибкость и менее болезнен процесс перехода на двухуровневую систему.

– Многие, кто оканчивает институт, поступают в аспирантуру, учатся, защищают диссертации, получают ученую степень кандидата наук. Это сохранится?

– Это разные линии. Когда мы завершаем, как вы точно заметили, полное высшее образование (я воспользуюсь таким не юридическим термином), это магистратура. После магистратуры человек более подготовлен к получению степени кандидата наук. И это нормальный процесс. Он четко выбирает путь науки – вот что стоит как за нашими системами – кандидатскими диссертациями, так и за российской докторантурой. Но, вместе с тем, мы имеем бакалавриат как наиболее полный этап культуры высшего образования, после которого открываются различные пути для получения магистратуры, и мы имеем магистратуру как завершенное высшее образование. Что касается аспирантуры и докторантуры – это уже путь науки, а не только путь высшей школы.

Член Общественной палаты и ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский выступает за двухуровневую систему высшего образования, которая, по его мнению, облегчит для работодателей поиски квалифицированных специалистов:

– Прежде всего этот закон позволяет работодателю на рынке труда найти себе квалифицированных специалистов для производства. Не специалистов, которые ориентированы на академическую, научно-теоретическую карьеру, а специалистов для производства. С другой стороны, он позволяет среди общей массы получивших высшее образование на уровне бакалавриата людям, которые ориентированы на академическую карьеру, на научную карьеру, продолжать обучение в магистратуре уже с прицелом на исследования, уже с прицелом на научную деятельность. Мне кажется, это нормально, и это немножко сбалансирует рынок труда. Потому что у нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация: у нас людей с дипломами много, а специалистов не хватает. Потому что требования рынка труда, требования работодателей, изменение технологий производственных происходит гораздо быстрее, чем изменение образовательных программ. Программы негибкие, слишком громоздкие, слишком неповоротливые.

В тоже время во многих вузах неоднозначно отреагировали на внедрение европейской системы образования. "Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева позицию руководства вуза. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему "бакалавриат – магистратура" будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России же найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов", – завила Евгения Зайцева.

Эксперт в области образования Александр Адамский считает, что реакция многих вузов была предсказуема, и вот почему:

– Люди, которые привыкли работать по одной технологии, приспособились к ней и чувствуют себя там комфортно, чувствуют себя некомфортно в другой идеологии. По-другому скажу, вузам, конечно, эффективнее принимать специалиста и, соответственно, бюджетное финансирование получать на 5 лет стабильно, чем на меньший срок. Это вполне естественно. Я считаю, что изменения в высшем профессиональном образовании должны быть ориентированы не столько на ректорский корпус и даже, при всем моем уважении, не на профессорско-преподавательский, сколько на рынок труда. А уж подготовка научных кадров – это отдельная линия, и она должна быть ориентирована на те тенденции и уровни развития теоретических исследований, которые есть. Но смешивать то и другое, как сейчас происходит в высшем образовании, – это, значит, приводить в дисбаланс потребности рынка труда и потребности научных школ, программы подготовки в высших профессиональных учебных заведениях. Часть вузов будет сохранять специалитет и, соответственно, поступление в аспирантуру, а часть вузов будет переходить на эту Болонскую схему так называемую с бакалавриатом и магистратурой. Я знаю, что уже это практикуется. Например, в Красноярском крае уже достаточно много позиций профессиональных занимают магистры, в том числе у меня работают ребята, которые получили магистерскую степень. И я знаю, что они продолжают научную карьеру и поступают в аспирантуру. То есть будет существовать смешанная система пока.

– Человек, которые закончил магистратуру, у него есть возможность поступить в аспирантуру и писать какую диссертацию – кандидатскую или докторскую?

– В России – кандидатскую. Но он может попытаться получать западную степень. Либо диссертационные советы будут... Должно пройти время, нужно посмотреть, какое качество магистерских работ будет, и возможно, начнется прием с магистра в докторантуру. Я такую возможность не исключаю. Это зависит от того, какие будут требования применены к магистерским диссертациям.

Согласно новому закону, российские студенты получат дипломы международного образца и смогут повышать свою квалификацию в зарубежных вузах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Мумин Шакиров

источник: Радио "Свобода"

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы