Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Андрей Волков рассказал самарским ректорам об опыте повышения конкурентоспособности вузов

14 декабря 2015 22:14

Фото с сайта волганьюс.рф
Фото с сайта волганьюс.рф
В понедельник, 14 декабря, в Самаре состоялось совещание по развитию системы высшего образования в регионе под председательством губернатора Николая Меркушкина.

Экспертом в беседе выступил заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров при Минобрнауки РФ, профессор бизнес-школы "Сколково" Андрей Волков.

В конференц-зале правительства региона собрались ректоры ведущих самарских вузов, а также профильные чиновники. Обращаясь к ним, руководитель области подчеркнул, что обмен мнениями в рамках встречи будет чрезвычайно полезен самарской высшей школе.

"В прошлом году мы встречались с Андреем Евгеньевичем, говорили с ним об общемировых тенденциях, о том, что можно сделать в Самаре. Эта встреча была очень полезной, она помогла сделать выводы, многое мы использовали", – сказал Николай Меркушкин.

Напомним, в феврале в Самаре начался процесс объединения СамГУ и СГАУ, в результате чего появился мощный Самарский университет им. Королева, который продолжил участие в программе "5/100". Новый вуз обладает еще более значительным научным потенциалом, сочетая в себе прикладные и фундаментальные исследования.

Однако на этом развитие высшей школы в регионе не заканчивается. "Мы все понимаем, что ситуация в стране непростая. Санкции в области высоких технологий многократно увеличивают роль университетов, научных образований, исследовательских центров. Вопрос только в одном – или мы сможем делать высокотехнологичные продукты сами, или через пять лет отстанем. Тогда рассчитывать на конкурентоспособность будет невозможно", – пояснил губернатор и добавил, что и экономическая ситуация, цена на нефть требуют самим создавать то, что купить за рубежом может оказаться не по карману.

Создание в регионе вуза, готового побороться не только за всероссийское первенство, но и за общемировые рейтинги, не поставило точку в работе над модернизацией высшей школы. В ближайшее время начнется конкурс на получение статуса "опорных вузов". Самарская область намерена активно в нем участовать. В том числе ставка может быть сделана на СамГТУ, объединяемый со СГАСУ и другими самарскими вузами.

Андрей Волков в своем выступлении напомнил о трехуровневой модели высшего образования, которая будет работать в стране. В первый эшелон войдут около десятка сильных исследовательских вузов, сфокусированных на конкуренции на мировой арене. В числе и новый Самарский университет им. Королева.

В середине "пирамиды" будут опорные вузы – это серьезные образовательные учреждения, сильные качеством своего образования. Таких школ будет до 50-80. Третий слой составят вузы, которые будут готовить бакалавров. Неэффективные университеты, академии и институты закроются.

"Я думаю, что полезно было бы обсудить те детали, что пока не получаются у вузов, которые борются за лидирующие позиции. Достижения уже описаны. Университеты, входящие в программу "5/100", стали двигаться гораздо быстрее, чем все остальные учреждения высшего образования, – и по количеству научных публикаций, и по привлечению средств, и по различным индексам. И произошло это не от того, что правительство раздает большие деньги – средства по программе "5/100" составляют от 7 до 20% общего бюджета организации, это не радикальные деньги. Скорее, прогресс достигается за счет политического внимания и привлечения серьезных человеческих, организационных ресурсов. Программа уже сработала позитивно и дала для этих вузов мультипликативный эффект", – отметил Волков.

Однако основное внимание он уделил проблемным моментам, составив целый список рекомендаций для тех университетов, которые хотят оказаться на передовых позициях внутри своей группы.

Эксперт отметил, что пока вузам программы "5/100" не удается решить действительно сложную задачу переноса фокуса внимания на исследовательскую работу. По его словам, одинаково крепкую поддержку должны получать и люди, работающие в проектах Megascience, и те, кому для написания докторской диссертации нужны стол, ручка и бумага. "Это большое искусство, которое пока не очень успешно осваивается".

Скромно смотрится связка исследовательского и образовательного процессов, поскольку исследователи живут своей жизнью. А самым сложным и болезненным процессом Волков назвал приоритезацию: "Я понимаю, насколько сложно выделить три-пять ключевых направлений и сосредоточить свое внимание, в том числе и финансовое, именно на них. Это крайне болезненное решение, но нужно выделить, что у вас на переднем плане, что у вас – мирового класса".

Другая группа вопросов, на которую Волков предложил обратить внимание, – организация учебного процесса. В частности, вузы должны выработать свои подходы к работе с талантливыми студентами, поскольку государственные образовательные стандарты ничего не говорят на эту тему.

"Как с ними работать, как выделять, как продвигать, как вознаграждать, чтобы ко второму курсу не случилось разочарования от формализма и скуки, – подчеркивает эксперт. – Выделение элитных программ подготовки – сложный структурный маневр, но его важно совершить, иначе через какое-то время талантливые ребята покинут наши вузы и уедут за рубеж в магистратуру". Здесь же стоит обратить внимание на индивидуальные траектории для студентов, на возможность после первого года обучения переопределить свою судьбу, перейти на другой факультет.

Согласился Андрей Волков и со словами Николая Меркушкина – вуз не должен ограничиваться формальными показателями вроде числа публикаций или индексов. Мировой тренд – упор на подлинную инновационную деятельность, идущую отдельно от обслуживания заказов от предприятий.
Волков предложил также продумать вопросы позиционирования вуза – как университет умеет о себе рассказывать, как его воспринимает академическая общественность, правительство и крупные предприятия: "Пока в стране, за редким исключением, это недооцененный момент".

Отдельной строкой зампредседателя Совета отметил эффективные контракты с преподавателями. Договоры должны заинтересовать ученых и педагогов, чтобы люди с удовольствием инвестировали свое время в развитие вуза.

Многие университеты начинают пересматривать свою систему управления, а роль наблюдательных советов резко возрастает. "Думаю, что в будущем роль наблюдательных советов будет похожа на роль совета директоров. Очень крепко нужно подумать, кого бы вы хотели видеть в этой структуре. Бывает совет – как фальшь-панель, как декоративный орган. Вам же нужен орган, который за вас будет входить в разные кабинеты, решать разные вопросы", – считает Андрей Волков.

В вузах также возникают проектные офисы, которые решают не рутинные вопросы, а определяют, в каких областях и как нужно быстро продвинуться. Именно такие структуры анализируют, как работают конкуренты, в каких вопросах они лучше, а в каких проигрывают, выбирают модели для роста, а также обеспечивают правильную коммуникацию с внешней средой, в том числе PR.

Доклад Андрей Волкова вызвал живое обсуждение, в течение часа эксперт отвечал на частные вопросы ректоров. Во время беседы он продолжил мысль губернатора о необходимой связи университетов и производства.

В Самарской области вузы тесно сотрудничают с крупными предприятиями. Однако часто крупные организации не могут найти школу для решения своих задач, поэтому создают собственные вузы. Профессор "Сколково" придерживается мнения, что вузы должны повернуться в сторону реального производства.

Наталия Крайнова

источник: Волганьюс.рф

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы