|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Почему царица наук оказалась на положении бедной Золушки02 декабря 2015 23:55
Дискуссия была приурочена к проведению в Москве Всероссийской просветительской акции MathCat. Это развлекательно-образовательная контрольная по математике, призванная пробудить интерес населения к точным наукам. (Сразу почему-то вспомнились массовые диктанты, а также споры и дискуссии и политические игры вокруг них, типа – а не назвать ли диктант по русскому языку вместо тотального единым.) Но с математикой все, разумеется, совсем не так. И написанием тотальной (единой) контрольной по математике политиков мучить не стали. На круглом столе в рамках мероприятия обсудили перспективы математики в стране, сосредоточившись прежде всего на обсуждении готовящейся концепции математического образования. Объяснили попутно, зачем она нужна и почему в недалеком будущем гуманитарии окажутся менее востребованными, чем математики. Пояснили, почему при столь пристальном внимании к предмету в школах вводится раздельный ЕГЭ по математике, предусматривающий базисный и углубленный уровни. Кстати, учитывая, как такое отразится на подготовке к экзамену, родители сегодня слегка озадачены, а нужно ли так опускать планку. И вспоминают о своем детстве. Вот раньше тянули, например, слабых, гоняли по материалу. И все знали царицу наук куда лучше, чем сегодня. Если уж принято, что ЕГЭ – мерило успехов и неуспехов школы, напомнил собравшимся на круглом столе завкафедрой высшей математики и методики преподавания Института математики, информатики и естественных наук МГПУ Владимир Чугунов, то есть смысл сравнить успехи. Прогресс есть. В 2013 году средний балл по математике составлял 41 балл, а в нынешнем году он уже – все 47 баллов. Но все равно это получается меньше 50, что свидетельствует о неизбежности реформирования школьного математического образования если не сейчас, так в будущем. Профессор МГПУ не преминул воспользоваться случаем, чтобы покритиковать тестовую систему. И напомнил случай, как 20 лет тому назад на одном международном соревновании по математике школьникам из России и США задали одну и ту же задачку: "Пастух охраняет стадо в 125 овец. Каков возраст пастуха?" Наши школьники быстро смекнули, что есть ошибка на уровне исходных данных и написали, что задачка не имеет решения. А вот американские ребятишки стали задачу решать и выдали, как и полагается, "полтора землекопа". В американских школах все в ту пору были увлечены тестированием, напомнил Владимир Чугунов, и не учили школьников анализировать. Как бы сегодня решили задачу наши школьники – еще вопрос. Ведь сегодня все не так, как раньше. И не только по причине появления в нашей стране тестового измерителя уровня знаний. Нынешнего ученика, учитывая современный образ жизни, надо мотивировать к обучению еще сильней, чем это делали ранее. И уместней здесь даже вопрос не "как это делать?", а "с какого возраста?". С детского сада, отвечают нам на это эксперты круглого стола. И тут палка о двух концах. Нужно начинать рано, но при этом не так, как это делают сегодня на подготовительных занятиях в большинстве наших школ. Как начать обучать арифметике, стереометрии и геометрии маленьких детей, не умеющих читать и считать, показали тут же, на круглом столе. Дети еще не умеют читать и считать, но они уже складывают карточки с написанными на них цифрами. Выкладывают их и вычисляют площадь книжки. Здесь начало и комбинаторики, и развития абстрактного мышления и т.д. Что же касается старшей школы, здесь изменения еще заметней. Абстрактные бассейны с вечно текущими трубами ушли в далекое прошлое. Сегодня математические задачи с историческим уклоном. Вообще взаимопроникновение дисциплин и проектная деятельность очень приветствуются. Эксперты круглого стола предостерегли родителей от некоторых ошибок. Во-первых, не надо принуждать к занятию математикой, особенно в младшей школе. Почему – уже говорилось выше. Отсутствие интереса к математике в старших классах – это плод ошибки подготовительных занятий в школе. Там принуждают к изучению математики, потому на подобного рода занятиях, как правило, все слишком приближено к настоящей школе, а подготовишкам именно так учиться еще рано. Кстати, многие родители думают, что такие занятия полезны, потому что они адаптируют ребенка к настоящей школе. Но оказывается, это не всегда срабатывает. Вторая ошибка связана с тем, что родители слишком рано опускают руки, убеждая себя и ребенка, что он совершенно не способен к математике. Дело в том, что, как заметила доцент кафедры высшей математики МГПУ Мария Корчагина, в отличие от гуманитарных способностей склонность к математике проявляется у ребенка чуть позже, лет в 14–15, примерно к седьмому классу школы. Именно в этот период и рекомендуется усилить интенсивность занятий со школьником. Кстати, как раз в этот подростковый период у ребенка накапливается много других проблем и переживаний, и тут надо вовремя его, что называется, подхватить и увлечь от других посторонних и вредных интересов. Третья ошибка – ошибка, скорее даже просчет, не самих родителей, а школы. Школа предлагает детям слишком рано определиться с выбором будущей профессии. И растерянные родители здесь тоже совершают ошибку, навязывая ребенку свою волю. А могли бы, наоборот, помочь. Как определить, интересно ли ребенку заниматься математикой? В этом могут помочь центры, специализирующиеся на определении способностей ребенка. Но есть и другой, абсолютно доступный каждому способ определения способностей ребенка, считают эксперты, – надо за ним просто понаблюдать несколько дней. Если школьник устает от предмета – значит, это не его.
Елена Герасимова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |