|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Образование на грани срыва01 декабря 2015 22:56
Значение образования для нации можно отследить с помощью исторических примеров. "Эту войну выиграл немецкий школьный учитель", — эту фразу часто приписывают канцлеру Отто фон Бисмарку, но на самом деле ее сказал профессор географии Оскар Пешель. Хотя суть осталась верной: немцы в 1886 году победили австрийцев в том числе и потому, что были более образованными. В то же время Россия потерпела сокрушительное поражение в Первой мировой войне в условиях, когда из тысячи отечественных новобранцев более половины были безграмотными. Для сравнения: в Германии грамотными в то время были почти все военные. Культуролог Андрей Столяров приводит и другие примеры влияния образования на прорывы стран, теперь в области экономики. Так, Япония после поражения во Второй мировой решила сделать ставку на образование. Школьники там учились по 12 часов в день, что через несколько лет вывело страну в число лидеров индустриализации. Аналогичный образовательный толчок позднее произошел в Китае и в Тайване. "Чем выше в стране уровень образования, тем выше ее экономический уровень, уровень государственного управления и уровень социальных отношений. Это закономерно, потому что в таком случае множество образованных людей попадают на управленческие должности в стране. Но этот факт, кажется, известен всем, кроме политиков. Потому что эффект от образования становится заметен не завтра, а лет через 10, когда политики обычно сменяются. Здесь и сейчас их волнуют не долгосрочные планы, а ближайшие выборы", — поясняет Столяров. В то же время эксперт отмечает, что такая недальновидная политика заводит Россию в стратегический тупик. "Если в 2012 4,2% бюджета России выделялись на образовательные нужды, то в 2015 – 3,7%, а 2016 планируется выделить всего 3,5%. Что ничтожно мало. Мы можем гордиться, что наши ракеты с Каспийского моря долетают до Сирии и попадают в цель, но через 10 лет некому будет делать и наводить ракеты. Социологические опросы учителей показывают, что качество образования непрерывно ухудшается. Школа превратилась в то место, где ученики мешают учителям работать с документами", — отмечает Столяров. Информационные поводы, касающиеся сферы образования в России, возникают нечасто и быстро забываются на волне экономических и политических новостей. Однако, как отмечает профессор СПбГУ и автор серии учебников по литературе Игорь Сухих, инициативы современных реформаторов выглядят пугающе. "Многие учителя говорят, что примерно до середины 90-х было хоть и голодное время, но и наиболее счастливое. Тогда всевозможное начальство махнуло на школы рукой, ибо были проблемы поважнее. Поэтому талантливые учителя могли делать то, что хотят. Сейчас – наоборот. Разнообразные предложения поступают регулярно по принципу "тащить и не пущать", — констатирует эксперт. Среди "гуляющих" в среде идей — слияние в один предмет русского языка и литературы. Все понимают, что это абсурд, отмечает Сухих, но нет никаких гарантий, что эту инициативу не продавят в один момент, сославшись на зарубежный опыт. Также существует идея сдавать обязательный экзамен по русскому только после 9 класса, а в старшей школе уже не выделять этому предмету учебные часы. Не отказалась страна и от предложения создать единый учебник истории. Эта инициатива депутата Ирины Яровой просто была подзабыта и отложена в долгий ящик. "Обратите внимание, что в современном школьном стандарте по многим предметам в принципе отсутствует содержание. Нет списка произведений, никаких привычных Пушкина с Лермонтовым или Пастернака с Ахматовой. Там зафиксированы лишь компетенции, которые учащиеся должны получить, заканчивая школу. То есть в теории я могу прийти на урок и сказать: "Ребята, давайте целый год будем читать Пелевина методом медленного чтения и на его примере вырабатывать эти самые компетенции. Формально меня никто остановить не может. На этой волне только что появился проект будущей образовательной программы для 10-11 классов. Там вообще отсутствует историко-культурное видение и привычный ряд произведений. Они просто сформированы по темам, например, "Личность и общество". Если к 2020 году это утвердят, единое образовательное пространство фактически исчезнет, единая парадигма, на которую опираются учителя, будет уничтожена. Конечно, все это еще требует согласования. Но соедините вместе все эти инициативы, и вы получите нечто среднее между страхом и ужасом", — прогнозирует Сухих. Пока эти проблемы в основном волнуют только профессиональное сообщество. Но талантливых и инициативных учителей при принятии ключевых решений спрашивают в последнюю очередь. Все зачастую находится в руках людей, которые к сфере образования имеют сомнительное отношение. А обычных педагогов тем временем загружают не насущными проблемами, а бумажной отчетностью. "Системе образования необходима дебюрократизация. Сейчас педагогам необходимо постоянно отчитываться, что крайне отвлекает от работы. Пора уже сформировать доверие к работникам этой сферы", — отмечает профессор кафедры психологии и педагогики СПбГИК Елена Протанская. Но одна из главных проблем в том, что российская система образования в принципе не заточена на приобретение знаний. Люди мечтают получить престижную специальность и диплом. Такими работниками легче управлять, потому что они в принципе склонны меньше думать и размышлять. "Да, мы действительно движемся в сторону тупика. Не исключено, что в будущем наступит время, похожее на высокую античность. Все, кто имеют отношение к слову, будут, как софисты, бродить по улицам и приставать к прохожим с просьбами: "Хотите я расскажу вам "Преступление и наказание"? Потому что сама способность прочитать большую книгу уже будет редкой", — заключает профессор Сухих.
Петр Михайлов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |