Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 16 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Как совместить онлайн-лекции с секретностью

19 ноября 2015 23:51

Фото с сайта www.ng.ru
Фото с сайта www.ng.ru
Несколько известных вузов, включая Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет "ИТМО", Уральский федеральный университет и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", присоединились к онлайн-проекту edX. Он включает в себя видеоуроки и тестирование в режиме реального времени. Другие отечественные вузы, включая НИУ "Высшая школа экономики" и МГУ имени М.В. Ломоносова, уже сотрудничают с проектом Coursera. Наши национальные университеты становятся все более открытыми миру. Хорошо это или плохо? Что об этом думает молодежь, узнали социологи.

Но сначала – что такое онлайн-проект edX. Это возможность для российских лекторов известных вузов читать лекции онлайн-аудитории. Сейчас пользователям проекта доступно уже более 300 курсов. С вступлением в проект российских вузов курсов станет еще больше.Онлайн-проект сотрудничает с ведущими мировыми вузами, в числе которых Калифорнийский университет в Беркли, Бостонский университет, Чикагский университет, Сорбонна, Технический университет Мюнхена, ETH Zurich, Гонконгский университет науки и технологии, Пекинский университет, Токийский университет.

Как показывает практика, чтение лекций онлайн-аудитории несколько отличается от обычных лекций и семинаров. К ним дольше готовятся, а во время лекции пытаются выложиться полностью. Чтобы увлечь аудиторию, лектор использует свои собственные исследования, таблицы и графики. Вдобавок во время занятий он может реагировать на реплики "форумчан". Иногда вопросы, добавления и замечания от слушателей обогащают урок.

Такая открытость ученых, которые впервые пробуют себя в качестве лекторов, вещающих на весь мир, – явление для нас новое. И многие думают, не обернется ли она для нас своей неприятной стороной. Другими словами, небезопасна ли такая игра в открытость.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ "Высшая школа экономики" Александр Поддьяков изучал вопрос намеренного сокрытия знаний от обучающихся. И параллельно рассмотрел и эту тему. Он пришел к выводу, что у ученых все-таки есть своя "теневая методология". С одной стороны, считает Поддьяков, есть у них некое коллективистское начало – обмен знаниями, с другой стороны – существует конкуренция между исследователями, группами ученых, институтами. Для сокрытия знания исследователи практикуют такой прием, как умолчание, задержка научной публикации или публикация в малоизвестном журнале (так можно застолбить свой приоритет, но в то же время избежать огласки до момента окончательной отработки идей), неполное описание процедур и результатов.

Социолога также интересовало: а понимают ли этот момент студенты как представители более молодого поколения? И в каком случае они готовы молчать? Александр Поддьяков изучил представления студентов о необходимости открытости, секретности и научной коммуникации с исследователем-конкурентом. Он представил первокурсникам две гипотетические ситуации, в которых действуют ученый-ядерщик и специалист по медицинским технологиям. Каждый из ученых участвует в своей профильной конференции. Во время доклада одного из коллег он понимает, что его собственный метод помог бы продвинуть исследования докладчика. Однако есть нюанс: выступающий – из недружественного государства. Студентов спрашивали, как должен поступить ученый при обсуждении доклада: сообщить о своем методе, умолчать, дезинформировать докладчика и пр. Взяты два уровня: мезосоциальный (конкуренция фирм) и макросоциальный (соперничество стран).

Максимальное противодействие, в том числе путем дезинформации, респонденты считают необходимым оказать другому исследователю при конкуренции государств в ядерных технологиях. Наименьшее – при конкуренции государств (но не фирм) в медтехнологиях, отметил эксперт. Больше всего студентов оказалось в группе респондентов (68%), которые изменяют ответы в сторону большей скрытности или дезинформации в ситуации более значимой конкуренции. Например, в первой ситуации (медицина) они пишут о важности научного прогресса, а во второй (ядерная тематика) – о государственной безопасности.

Примерно около 7% опрошенных студентов считают, что медики или ядерщики, консультирующие соперничающие фирмы, могут скрыть информацию друг от друга. А вот ядерщики из стран-"оппонентов" должны проявить открытость ради спасения человечества.

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы