Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Появится ли ЕГЭ для вузов

13 ноября 2015 23:51

Фото с сайта www.ng.ru
Фото с сайта www.ng.ru
Экономические вузы, возможно, вскоре введут свой ЕГЭ на выпускном экзамене. Слово "единый" не звучало. Но оно вполне подходит под определение нововведения, которое они рассчитывают внедрить в ближайшее время. В Высшей школе экономики (НИУ) на заседании комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента говорили о независимой оценке качества образовательных программ.

Экономика и менеджмент наряду с юриспруденцией ныне одни из самых массовой профессий в России. Но спрос на качественных экономистов и юристов продолжает расти. Штампуют "недоспециалистов". Ректор Высшей школы экономики (НИУ) Ярослав Кузьминов заметил, что есть вузы, которые, набирая троечников на бюджетные места, трудоустраивают в итоге лишь 20% из них.

Одна из причин этого – низкое качество программ. Работодатели недовольны выпускниками. Как заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, действующие инструменты регулирования в этой сфере – государственная аккредитация, новые образовательные стандарты, мониторинг эффективности вузов, всевозможные рейтинги – не решают проблемы качества.

Рособрнадзор ежегодно проводит мониторинг вузов, обнаруживая у некоторых "признаки неэффективности", предлагает схемы "лечения": слияние, финансовую помощь или закрытие в случае вопиющих ситуаций. Первый блин у Рособрнадзора вообще получился комом. И в первый год действия мониторинга министерской обструкции подвергли совсем даже не те вузы (все помнят, как в список неэффективных вошли некоторые известные вузы, включая Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)).

Мониторинг не устраивает многих, прежде всего тем, что действует на основе формальных показателей, не всегда и не для всех участников мониторинга одинаково справедливых. Например, нужен ли отечественным педагогическим вузам такой критерий, как количество иностранных студентов? А нужны ли большие площади гуманитарным вузам, у которых нет своих лабораторий? Ну и т.д. Тем не менее качество работы вузов оценивать как-то надо.

На заседании в ВШЭ пришли к выводу, что поможет в этом случае независимая оценка образовательных результатов выпускников вузов. Сергей Кравцов сослался на министерский опыт внедрения форм независимого оценивания в школьном образовании – ЕГЭ. По его мнению, ЕГЭ качественно влияет на процесс обучения, ведь благодаря экзамену "налаживается обратная связь" с учениками. Сразу видны "слабые и сильные стороны общего образования".

Кравцов напомнил, что сегодня ЕГЭ распространился уже на девятый класс. А вот в высшем образовании подобные меры пока эпизодичны. Если ввести свой ЕГЭ для системы высшего образования, обратная связь тоже будет налажена. И тогда претензии к вузу у высшего начальства станут вполне обоснованными.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев напомнил, что введение новых федеральных стандартов приведет к изменению схемы обучения в высшем образовании. Напомним, что сегодня это – "4 плюс 2", то есть бакалавриат и магистратура. Но, возможно, скоро эта схема обучения будет выглядеть так: "2 плюс 2 плюс 2". Что это означает?

Первые два года студент получает некие общие базовые знания, и только затем "специальные". В свою очередь, и магистратура может не обязательно привлекать студентов к исследованиям, а просто дает им возможность обретения какой-то новой специальности, которую он не получал ранее. То есть вариаций на тему будущих профессий у студентов появляется гораздо больше. Но эта схема может успешно работать только в случае внедрения унифицированной системы оценивания знаний выпускников высших школ.

Будет ли предполагаемое введение независимой оценки добровольным? Ярослав Кузьминов считает, что нововведение должно стать сразу обязательным для всех. Иначе все будет как с ЕГЭ в школе: процесс затянется на несколько лет, в итоге все равно будет все введено. Кроме того, ректор НИУ ВШЭ предлагает вводить новшество не только в экономических вузах, но и распространить его как минимум на юридические, медицинские и педагогические институты и университеты.

Остается понять, как привести к общему знаменателю специфику отдельных вузов – все-таки это не общеобразовательные школы, где все очень унифицировано. Авторы идеи предлагают оценивать на первых порах знания по "ядерным" дисциплинам, на которых как раз и базируются узкие компетенции и без которых невозможно позже освоить специализированные курсы. Единый экзамен (в смысле единых требований к выпускнику) поможет вычислить тех студентов, которые не владеют базовыми предметными компетенциями, а в будущем – отсечь некачественные образовательные программы. Таким образом, может очень быстро сбыться мечта министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который как раз на днях во время своей поездки в Вашингтон заявил, что система высшего образования в 2016 году очистится от некачественного содержания.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы