|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Молодежная политика России – использование интеллектуального ресурса от разработки концепции до этапа реализации программ09 ноября 2005 14:11
В статье сохранена авторская пунктуация и орфография. Мнение автора может не совпадать с позицией администрации портала rosmu.ru. Проект Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, предложенный Министерством образования и науки, доступен по ссылке http://www.rosmu.ru/discussion/38.html. Молодежная политика является важнейшим приоритетом российского государства. Этот приоритет должен быть направлен на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Ведь еще в конце 1980-х годов Комиссия ООН по международным вопросам среди прочих факторов перемен (государства, общественные движения, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила и молодежь. Все понимают, что именно молодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой и в то же время составляет большую социальную группу населения стран мира, в том числе и у нас в России. В соответствии с последними указами президента РФ Владимира Владимировича Путина и постановлениями Правительства РФ, в качестве приоритетной определяется деятельность по стимулированию научно-исследовательской деятельности молодых ученых, созданию условий для работы студентов и аспирантов в вузах, и научных организациях РФ, укреплению тенденции к возврату молодых ученых, выехавших в свое время за рубеж, использованию системного подхода в работе с молодыми учеными, привлечению молодых ученых к реализации приоритетных направлений науки, технологий и техники Российской Федерации. Отрадный факт, если при реализации этих направлений появится открытость и прозрачность конкурсов, то реально работающие научные школы, продолжающие на зависть дикому западу ковать блестящие научные результаты и подготавливать молодую поросль высокообразованных молодых исследователей получат дополнительный стимул в своей работе. Мы понемногу с Вами двигаемся по тому полю, что принято называть отечественными источниками финансирования для научной молодежи. Естественно отрадно вспомнить тот факт, что согласно последнему заявлению премьера аспиранты и докторанты с 1 января 2006 года получат существенную прибавку к своей стипендии. Согласно документу, с 1 января 2006 года аспиранты будут ежемесячно получать по полторы тысячи рублей. Стипендия докторантов государственных образовательных и научных учреждений поднимается до трех тысяч рублей. Тем же постановлением Фрадков поручил Минфину и получателям бюджетных средств предусмотреть соответствующее финансирование при подготовке закона о бюджете. Сейчас аспирантская стипендия колеблется в пределах 800-1000 рублей. Казалось бы, что весомую долю оптимизма в души молодежи может привнести новая концепция стратегии молодежной политики нашей страны, которая достаточно долгое время размещена как на сайте Министерства образования и науки, так и на нашем любимом сайте – rosmu.ru . При подготовке этого доклада я попросил разместить стратегию на сайте rosmu.ru, обратился на несколько форумов и принял немало писем с вашими оценками и рекомендациями. Благодарен всем, кто откликнулся на эту проблему своими постами, и письмами. Надо сразу оговориться, что перед разработчиками этой проблемной стратегии стояла изначально труднорешаемая задача – решить проблемы молодежи. Эти проблемы в течение многих и нудных лет пытались решить программы молодежь России и дети России. Как решались эти проблемы для страны все мы можем видеть по образовательному уровню выпускников школ, которые приходят в университеты ( кто преподает – поймет), по участившимся убийствам иностранных граждан в городах России, по уменьшившемуся росту рождаемости, по повысившемуся уровню наркозависимых среди молодежи и т.д. Это процессы сильно взаимосвязаны друг с другом, ибо они показывают реальный результат государственных программ, которые осуществлялись на наши с вами деньги – деньги налогоплательщиков!
Ну, название министерства, в недрах которого родилась эта стратегия, вызывает уважение, ведь стратегия развития российской науки и инноваций – серьезный и проработанный документ – тоже продукт этого министерства. В самом начале этого документа сказано, что государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
Далее в документе говорится. Что принципы реализации этой политики будут следующими:
Ясное дело, что для реализации девяти направлений, которые подразумевается сделать общенациональными проектами, ставится задача стать средством и инструментом непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных и общероссийских задач. Разработанные в соответствии с методологией настоящей Стратегии проекты, как обычно подразумевается, будут обращены ко всей молодежи России, и откроют возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Предоставят молодежи выбор тех направлений деятельности, которые, более всего, соответствуют ее интересам. С другой стороны, делегируют молодому поколению права, полномочия и ответственность в решении приоритетных задач национального развития, откроют перед молодыми людьми всероссийские масштабы и перспективы развития и достижений.
Стратегия определяет цель и основные параметры каждого из проектов. Их специфическое содержание будет создано и реализовано самими молодыми людьми и организациями, их представляющими, на всей территории страны. Таким образом, каждый из проектов будет объединять проектную и инновационную деятельность тех организаций, негосударственных молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели. И вот здесь всем здравомыслящим людям становится ясно, что готовится очередная Федеральная программа. У нее будет своя дирекция, свои "наместники" на местах – операторы, которые будут определять – кто будет исполнять, а кто будет смотреть как исполняют. Причем пришла пора открыть основные направления, по которым будет идти формирование направлений – основных направлений этой самой Федеральной целевой программы. Какие же они? "Новый взгляд". Планируется запустить масштабный проект социальной рекламы, чтобы пропагандировать толерантность, любовь к Родине, активную гражданскую позицию, здоровый образ жизни, семейные ценности и т. д. Осуществляться этот проект будет силами молодежных организаций. Социальная реклама? Силами общественных организаций? Или это опять будут деньги перекочевавшие под той или иной вывеской в фирмы типа – пошли смс и мы вышлем тебе мелодию на мобильник? "Молодежь в действии". В рамках этого проекта получат поддержку разнообразные инициативы молодежи, будут устроены клубы и прочие места, где можно с толком провести свободное время.
Не понятно – у нас молодежь не может реализоваться – но должна и обязана отдыхать.
"Всероссийский стройотряд". Фактически это служба молодежной занятости в масштабах страны. Те, кого из-за возраста или отсутствия квалификации не берут на постоянную работу, смогут попробовать себя в студенческих трудовых отрядах и других организациях похожего профиля. "Завтра начинается сегодня". Этот проект предназначен начинающим общественникам и политикам. Для них – программы развития лидерства, самоуправление молодежи и т.д.
Ну куда ни шло – нормальное предложение. Однако существуют много различных неправительственных и международных фондов – зачем дублировать?
"Успех в твоих руках". В рамках этого проекта получат поддержку молодые предприниматели, продвигающие нестандартные технологии и продукты. "Доброволец России". Молодые люди будут помогать людям, "оказавшимся в трудной жизненной ситуации". Самая противоречивая из заявленных тем. Какое может быть волонтерство в стране, где подавляющее большинство народа живет непонятно на какие средства , зачастую за чертой бедности!? Волонтерство может быть там, где "сытые желудки" и от этого появляется желание поработать просто так. "Шаг навстречу". То же добровольчество, только в более узких рамках – социальная помощь выпускникам детских домов и коррекционных школ, освободившимся несовершеннолетним заключенным. Дублирование тем, наверное из-за узости заявленных направлений. Лучше сразу направить эти средства в детские комнаты милиции, повысить зарплату работникам собесов и т.д. "Вместе". Проект, направленный на то, чтобы инвалиды и молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, не оставались "за бортом" жизни общества. Этих людей будут привлекать в молодежные организации и трудоустраивать. Красивые слова. Вместе стоящие, идущие, прыгающие, лежащие... Но привлекают обычно не просто так, а для чего то, имея в планах достижение целей и т.д. Может быть, следовало бы в первую очередь выделить деньги на исследование причин, которые приводят к тому что эта категория людей не может себя комфортно чувствовать в обществе, финансовых механизмов поддержки их возвращения в общественную жизнь и т.д.? Общая идея всех проектов – "привлечение граждан к решению собственных проблем". Красивая идея! Здорово звучит. Еще недавно Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов на одной из ежегодных Санкт-Петербургских ассамблей молодых ученых, на которых собирается интеллектуальная молодая элита Санкт-Петербурга, говорил – "Наша задача – инфицировать молодежь наукой". И это очень правильно. Однако общее чувство, возникающее при прочтении концепции стратегии одно – авторы неправильно представляют себе цели проекта, который пишут. В тексте записано: "Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России". Для того, что бы люди могли решать свои проблемы, развивать свои умения и навыки и свой потенциал, в первую очередь надо сделать акцент на взращивание здоровой и образованной молодежи! Именно это должно быть поставлено во главу угла любой молодежной программы, концепции, стратегии, если она претендует на статус государственной доктрины! Именно если человек образован и здоровье ему позволяет, то он может быть обучаем, может совершенствовать свои навыки и стремиться их совершенствовать. Если таких акцентов не будет – нам впору задуматься о трансформации призыва Жореса Ивановича в иной лозунг – "Наша задача инфицировать молодежь образованием"! Поэтому направленность у всей стратегии должна быть совершенно другой! Если же мы правильно расставим акценты, то мы со временем, и весьма скоро, получим думающую, образованную и здоровую молодежь. Тогда не надо будет вытаскивать изрядно "подзатасканную" идею о воспитании идейной молодежи (кстати очень много респондентов на портале rosmu.ru говорили именно о том, что непонятно – какая идейность требуется?) – человека образованного весьма трудно потянуть весьма сомнительного вида политическими тезисами и затеями, поскольку у такого человека будет трезвый ум и серьезное образование, а, стало быть, и свое мнение. И еще важно отметить, что именно акцент на правильно выбранные цели даст всей концепции стратегии инновационный характер. Есть еще одно опасение – в проекте сказано, что исполнением Стратегии будет управлять общественно-государственный Совет, в составе которого – политики, бизнесмены, общественные деятели. Я не понимаю, как можно управлять исполнением стратегии. Совет будет на конкурсной основе отбирать головных исполнителей для всех девяти проектов. Они в свою очередь выберут исполнителей в регионах, которые, собственно, и будут проводить конкретные работы. За всей этой структурой будут следить независимые оценщики. Как говорят в народе – хочешь похоронить идею – создай комиссию. Теперь еще по существу – чего нет в предлагаемой стратегии:
Каждый менеджер скажет, что на любом направлении изначально должны быть определены цели, опыт и масштаб применения, законодательная база, подходы, объект поддержки – кого в первую очередь поддерживать (учитывая прискорбный опыт реализации предыдущих программ), определены индикаторы эффективности выполнения направления, затраты, этапы реализации идей и инструментов, мониторинг контроля качества. В случае со стратегией, которую я в своем докладе оцениваю, неправильно выбранные цели и нежелание даже оценить опыт проведения подобных программ и стратегий предыдущего десятилетия ни в коем случае не сделат ее успешной! Предлагаемый в проекте как основной оценочный параметр эффективности достижения цели и стратегических задач Стратегии – Индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни – явно не самый удачный, поскольку, и это знает каждый кто хотя бы раз выполнял какую либо работу в рамках какого либо гранта – в выборе показателя эффективности надо брать только те параметры, на которые влияешь в результате выполнения проекта непосредственно – а вот количественные показатели выполнения программы и должны быть взяты на основе хотя бы сканирования по вышеперечисленным признакам продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни – только вовлеченных в проекты программ людей. В документе говорится, что "Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они лишь определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке". Возникают серьезные опасения, что деньги опять будут портачены государством на заранее недостижимые цели? Зачем? Не проще ли узнать, сколько денег планируется потратить на эту программу, и дать, например, маленькие гранты родителям: за одного дитя – х рублей, за другого дитя – у и т.д. Они потратят их "с умом" на своих детей, каждый в меру своей образованности, но, по крайней мере, будет некое равенство.
Я взялся за такой доклад лишь потому, что недавно прочитал выступление нашего министра образования и науки, который курирует этот сектор политики, и поверил ему, когда он сказал в одном из своих последних интервью: Так вот. Если вы хотите узнать мое мнение – на мой личный взгляд такую стратегию даже рассматривать нельзя – это некий рабочий вариант, который даже нельзя еще выносить на обсуждение. Нельзя при этом прикрываться лозунгами, что надо быстрее ее принимать – страна ждет. Мы действительно ждем, но мы готовы поработать вместе, чтобы страна получила эффективное использование средств самого народа. В этом зале сидят молодые ученые – люди, в которых страна уже вложила немалые средства для того, что бы иметь профессиональную помощь в решении самых насущных государственных проблем – в экологии, в энергетике, в так называемой социалке и многих других вопросах тоже. Однако, мы все молодые, мы знаем специфику нашего поколения. Дело в том, уважаемые коллеги, что и молодой наркоман, который вкалывает очередную дозу, и молодой хулиган, который убивает очередного африканского студента в близлежащей подворотне – это наши с вами близкие по возрасту сограждане. Именно вместе с ними нам придется уже в ближайшие годы взять ответственность за происходящее в стране на себя.
Наше государство дало нам образование, и мы осознаем ответственность за происходящее. Мы имеем все основания потребовать не принимать в таком виде этот проект, не торопиться с разработкой и принятием его. Спикер Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов сказал: "Наша общая задача состоит в том, чтобы молодежь стала такой общественной силой, которая будет преградой на пути нравственного вырождения, экономической стагнации, коррупции и бюрократического своеволия. Активная и энергичная молодежь не может и не должна быть в стороне от государственных интересов. Россия нуждается в сильных и решительных людях!". Создаваемый в эти дни Российский союз молодых ученых вполне может в сотрудничестве, или же своими силами разработать стратегию молодежной политики, представить ее как основную или же, как альтернативную. Тогда государственные средства могут быть потрачены с большим толком – а не это ли и есть решение важной государственной задачи!?
Благодарю за внимание.
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеТимофеев Александр
Программы интересные, но формулировки расплывачтые, неясные. А вот тот факт, что молодые ученые могут быть основой для реализации многих программ– это вполне правильно, поскольку лишь такая структура управления сможет решить задачи организации. Только вот то обстоятельство, что молодежная культура и молодежное сознание, сформированное без контроля с чьей-либо стороны, коррекции будет поддаваться скорее всего тяжело. И это игает тоже немаловажную роль. combat-spb
Уважаемый Александр –а Вы в этой концепции видели где нибудь слово культура или сознание? Я встретил лишь – идеология.-)) Administrator
Обсуждаемый проект Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, предложенный Министерством образования и науки, доступен на портале rosmu.ru по ссылке http://www.rosmu.ru/discussion/38.html Тимофеев Александр
Уважаемый, Василий Юрьевич! Хочется заметить, что вопросы терминологии, как я надеюсь, все же вторичны, а первостепенное значение должно уделяться разработке стратегии и ее практической реализации (с конкретизацией; просто делать по аналогии с другимим странами или возлагая реализацию на пдечи третего элемента– это не выход). Все же хочу указать, что Сознание– это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности, и если в силу каких-либо причин эта Способность не сформирована у человека на должном уровне, то какую в этом случае идеологию можно формировать? Что будет выступать в ролт мотивационной составляющей? Jarvis
Иначе как начать свое сообщение "бомблю воздушные замки", я просто не могу. Но, попорядку:
[quote]II. Развитие инновационной активности молодежи; [/quote]
[quote]III. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. [/quote]
О системе оценки эффективности... combat-spb
Уважаемый, Jarvis, о чем можно говорить – опять деньги на ветер.-(( Jarvis
combat-spb Ведь казалось бы благая цель, но по сути – пресечение всякого научного начала в человеке. Два года сейчас или обещаемый год в перспективе – это в любом случае время, которое проводится ради единой цели: работать физически. Я сам общался с отслужившими после университета людьми. Они служили офицерами, даже не рядовыми. И сейчас единственная жалоба, которую можно слышать от них: "Все начисто забыл". Оно того стоит? Стоит ли та благая цель, которая ставится этим проектом, того чтобы на корню рубить будущих ученых? И как подобные поползновения учитываются стратегией?
И ещё это ЕГЭ. Убил бы на месте того, кто решил проводить его в обязательном порядке для всех вузов! Что самое смешное – цвет страны МГУ – никаких свидетельств ЕГЭ не принимает. И копии документов не принимает. Благодаря чему лишено тех проблем, которые приходится решать другим вузам страны. Ладно, замнем для ясности. Когда ухнем в яму, тогда и поймем, что ехали не туда. Faraday
Уважаемые Докладчик и Jarvis, Как говориться в таких случаях divrot=0 в том смысле что как не крути все равно вернешся в "потенциальную яму". и трудно теперь уже не согласиться с докладчиком, что этот документ подобен "шуму ветра в ветвях саккуры на склонах Фудзиямы"... Для подтверждения загляните в проект бюджета. combat-spb
Уважаемый Jarvis Faraday/ Коллеги – полностью с Вами согласен. НО оценивать нужно не следствия реализации таких с позволения сказать "умных" деяний на государственные деньги. Я сказал – надо отнестись с государственной политике как к любому инновационному проекту. Сначала определить цели, настоящие цели. Затем действия. А если цели ставятся исходя из того что бы было проще освоить бюджет – то и нам от таких целей не будет никакого улучшения. Надо просто делать дело так как надо по науке. И больше ничего. Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |