Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Зачем России бакалавры?

08 октября 2007 20:35

изображение с сайта novopol.ru
изображение с сайта novopol.ru
Сколько ни говори, сколько ни пиши о том, что европейская двухуровневая система высшего образования – инородное для России тело, Госдума, все равно, решила ее узаконить. Соответствующий законопроект был принят 5 октября во втором чтении. И будут у нас теперь бакалавры, получающие диплом о высшем (тут уместнее сказать: не совсем высшем) образовании после 4 лет обучения в университете, и магистры, обучающиеся шесть лет. Между ними как-то незаметно остались специалисты, которые должны учиться, как это и было положено у нас, 5 лет. Новая система должна заработать с 1 сентября 2009 года.

Для поступления в магистратуру бакалаврам придется вновь сдавать вступительные экзамены. Слава Богу, что в ходе доработки закона депутаты приняли поправку, сохраняющую за студентами на период поступления в магистратуру отсрочку от армии. В первоначальном варианте получалось, что принимать экзамены в магистратуру может начать доцент, а закончить старшина роты.

Еще один скользкий вопрос – платность магистратуры. Глава думского комитета по образованию и науке Николай Булаев утверждает: "обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием и, соответственно, платным только в случае, если студент уже закончил специалитет и поступает в магистратуру. Для бакалавров это ограничение не действует". Но тогда не совсем понятно, что же такое специалитет. Бакалавр учится четыре года и имеет возможность получить диплом о якобы высшем образовании или поступить в магистратуру и бесплатно там обучаться. Специалист учится пять лет, получает опять же диплом о высшем образовании, но обучение в магистратуре (кстати, сколько лет оно должно длиться в этом случае?) платно, поскольку для него это почему-то считается вторым высшим образованием. Кому нужны такие муки?

Правда представителей "Единой России", составляющих думское большинство, это не интересует. Получив в свое время вузовские дипломы по старым советским законам, они считают, как заявил тот же самый Булаев, что бесплатное обучение на магистра было бы для специалистов "слишком большой роскошью". Учитывая, что, по данным экспертов, бесплатными будут в итоге не больше 10 % мест в магистратуре, это станет роскошью и для многих бакалавров. Непонятно только, почему в таком случае единороссы протестуют против определения, данного магистратуре представителями оппозиционных думских фракций: "удел детей из обеспеченных семей".

Впрочем, что рассуждать о том, платно или нет должны специалисты учиться в магистратуре, если даже перечень профессий, по которым будут готовить специалистов, пока неизвестен. Правительство должно еще его определить.

Чуть больше ясности с двумя другими уровнями.

Бакалавр – подготовленный за четыре года "квалифицированный рядовой сотрудник". Уже сейчас их откровенно называют недоучками. Более того, уже дважды цитированный здесь единоросс Булаев откровенно высказался по их поводу: "магистратура предполагает иные интеллектуальные способности, более высокий уровень подготовки".

Господа депутаты, о каком тогда дипломе вы ведете речь? Учебное заведение, готовящее подобных специалистов, называется во всем мире колледж, а по-русски – техникум, а то и ПТУ. Зачем воду мутить?

К тому же, если за пять лет в институте готовят специалистов, а за четыре "квалифицированных рядовых сотрудников", значит, первые четыре года институт должен работать по двум параллельным программам. Между прочим, и пятый год тоже: наряду со специалистами будут ведь обучаться и магистры.

А теперь давайте посмотрим на всю строящуюся систему. После окончания школы выпускники сдают ЕГЭ. По результатам этого сомнительного экзамена они зачисляются в вузы. Четыре года из них готовят "квалифицированных рядовых сотрудников". Вот тут я уже не удержусь и спрошу: секретарь-референт, каких готовят сегодня в средних специальных учебных заведениях, – это "квалифицированный рядовой сотрудник" или нет? А специалист-компьютерщик, опять же со средним специальным образованием, это кто? Зачем нам бакалавры? Потому что на Западе существует эта степень? Так там есть еще много интересных вещей, которые почему-то ни правительственные чиновники, ни депутаты Госдумы от партии власти не собираются тащить в нашу страну, хотя вреда от них было бы меньше (хотя пользы, наверное, не больше). Зачем мы корежим свое, еще недавно признанное во всем мире, образование?

"Любой диплом российского вуза со временем смогут принимать в любой европейской стране", – утверждает первый вице-спикер Госдумы единоросс Олег Морозов. Ему очень четко отвечает участник форума одной популярной газеты: "Зачем огород городить? Со своим дипломом физиолога, полученным в год развала совка, меня спокойно принимали и принимают на работу в университетах и США, и Франции, и вот сейчас, в Великобритании. Никаких проблем не было, хоть там ни бакалавра, ни магистра не стоит". Еще один наш бывший соотечественник солидаризируется с нею: "Сам заканчивал МИСиС, сдал экзамены вступительные – поступил, отучился 5 лет – диплом инженера общего образца в кармане. И без всякого "болонкиного" соглашения работаю в Германии по специальности – диплом признали за 2 месяца и 200 марок".

Принимают пока еще в мире наши дипломы. Вот после затеянной сейчас вузовской реформы, может быть, и перестанут. Поскольку, хоть и понятны там термины "бакалавр" и "магистр", да вот еще и знания спросить могут.

Сегодня в учительском сообществе бытует слух: могут отменить ЕГЭ по гуманитарным предметам. Все, конечно, может быть, хотя лично я не верю, что чиновники Минобразования дадут так просто избавиться от собственной бездарной затеи. Так, может быть, не стоит торопиться с двухуровневым высшим образованием? А то примут ведь закон, а потом отменять придется. В противном случае так и будем готовить непонятно кого, непонятно для чего. Единственным положительным итогом станет прекращение утечки мозгов – мозги, отточенные в российском бакалавриате, могут не устроить развитые страны. Неужели авторы реформы рассчитывают именно на это?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Владимир Володин

источник: Новая Политика

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы