|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Исследование: кто и как сегодня учит будущих юристов30 сентября 2015 23:45
Дмитрий Малешин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ "Высшая школа экономики", главный редактор журнала "Russian Law Journal", высказываясь в целом по исследованию назвал его полезным и важным для определения путей дальнейшего развития российского юридического образования. "Это одно из первых качественных исследований состояния отечественного юридического образования, которое базируется не на домыслах и субъективных мнениях экспертов, а на конкретных цифрах. Многие статистические данные, приведенные в нем, даются впервые", – сказал Малешин. Как учатся юристы? В России получить диплом юриста можно в 947 вузах и филиалах. Для сравнения, всего, по данным Минобрнауки на новый учебный год, в стране работают 950 государственных и негосударственных высших учебных заведений, которые имеют около 1300 филиалов. Ежегодно туда подают документы порядка 300 000 абитуриентов, желающих получить юридическое образование, поступают – около 150 000 человек при общем количестве студентов в 5,2 млн человек. Обучение ведется по трем программам: "Юриспруденция" (947 вузов), "Правоохранительная деятельность" (63 вуза) и "Правовое обеспечение национальной безопасности" (69 вузов). Всего в 2012 году образование по ним получали 660 000 студентов. Юридические специальности есть примерно в каждом втором вузе/филиале страны, в половине из них для юристов нет бюджетных мест. Большая часть студентов (72%) получают образование заочно и на платной основе (82%). На очном отделении бюджетников больше (65% учится платно), чем на заочном (89% учится платно). Классический вариант обучения – очное и бесплатное – достался лишь 10 % всех студентов-юристов, а 64 % учатся заочно и платно. Средний конкурс на юридические специальности – приблизительно 2 человека на место. При этом, на очной и заочной формах обучения он существенно различается. При поступлении отсеивается примерно 3/4 абитуриентов – "очников" и всего лишь 1/3 "заочников". Самую большую долю очной формы обучения имеют классические и ведомственные вузы. Больше всего шансов получить бюджетное место – в ведомственных учебных заведениях, там бесплатно учится каждый пятый студент очного отделения и каждый третий – заочного отделения. В непрофильных гуманитарных вузах самая большая доля заочного образования – 82 % (при среднем 72%). Где учатся юристы? За границей подготовкой юристов занимается ограниченное число вузов, получившее аккредитацию от государства (Германия), профессионального (США) или научного (Аргентина) сообщества. В России открыть юридический факультет, при соблюдении некоторых минимальных требований, может любой вуз. В 2012 году дипломы юристов выдавали 466 государственных и 472 негосударственных высших учебных заведения, причем 512 из них (55%) являлись филиалами. Больше всего филиалов имеет Современная гуманитарная академия (СГА). У СГА почти 100 филиалов, что составляет 10 % всех вузов с юридическими программами. Всего там обучается около 26 000 студентов, из них 95 % на платной основе. Второй вуз по количеству филиалов с юридическими программами – это Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). У нее около 30 филиалов, в которых есть юридические программы. Несмотря на большее количество негосударственных вузов, примерно 66 % всех юристов заканчивают государственные университеты, институты и академии. В филиалах учится только 40 % студентов, выбравших юридические специальности. Получается, что около 45 % обучающихся выбирают головные государственные вузы. При этом, учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать научными лидерами юридического образования. Преимущественно здесь разрабатываются и публикуются учебные пособия, проходят научные конференции и так далее. Но 85 % всех юридических факультетов и более 80 % всех студентов-юристов находятся за пределами двух столиц. Большую часть студентов юридических специальностей (67%) оттягивают на себя высшие учебные заведения региональных центров.
"Типичные" вузы и "типичные" студенты-юристы
Классический университет заканчивает каждый пятый юрист, а ведомственный вуз – каждый десятый. Треть студентов юридических специальностей учится в непрофильных общегуманитарных вузах, еще столько же – в специализированных юрвузах. Ведомственных вузов меньше всего, но в них самый большой набор – в 2012 году в каждом обучалось порядка 2000 студентов – 11 % от их общего количества. Как пишет автор исследования: "Типичный вуз, который готовит юристов – это филиал негосударственного непрофильного гуманитарного вуза. Типичный студент-юрист учится платно на заочном отделении в специализированном юридическом или непрофильном гуманитарном вузе, который находится в региональном центре и в равной степени может быть государственным или негосударственным, филиалом или головным вузом". "Типичный вуз", готовящий юристов, указан верно, – описывает сложившуюся ситуацию Евгений Салыгин, декан факультета права Высшей школы экономики (которая отнесена к "классическим университетам"). – Рособрнадзору и юридическому сообществу в целом следует усилить работу по лишению таких вузов лицензий. Итоги общественной аккредитации, проводимой Ассоциацией юристов России, показывают, как мало у нас в стране юридических вузов (факультетов), где можно рассчитывать на качественное образование. Эти "типичные вузы" известны, но решения запрете преподавать в них юриспруденцию принимаются очень и очень медленно". Дмитрий Малешин не считает, что "непрофильный вуз" означает "плохой". "Очень часто именно в непрофильных вузах есть возможность создавать интересные юридические программы с привлечением специалистов из других областей, где вуз является профильным. Кстати, такой подход достаточно распространен за рубежом. Эти программы становятся уникальными и не имеющими аналогов, а выпускники-юристы таких вузов очень востребованы именно в этих специализированных областях народного хозяйства, – говорит он. – Очевидно, что, допустим, юрфак РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина должен специализироваться на программах, касающихся правового регулирования нефтегазового сектора. И у него имеются все условия стать в этой области лучшим в стране, а, может, и за рубежом. Других подобных примеров множество. Запрещать подобным университетам иметь юрфаки неправильно. Другое дело, что данные университеты должны четко понимать свою специализированную нишу в сфере юридического образования, а не стараться выглядеть классическим университетом". Малешин поддерживает мысль о том, что с вузами, дающими некачественное образование, нужно бороться. Главное при этом – не поставить под угрозу существование негосударственного высшего образования в России. "Это было бы большой ошибкой, – считает профессор МГУ, – поскольку именно частная инициатива позволит российскому юридическому образованию преодолеть многие системные проблемы. Государственные вузы, по своей природе, консервативны, "малоподвижны". Реализовать какой-то стартап, интересную инициативу в государственном вузе намного сложнее, чем в частном. Множество процедур, бюрократических проволочек, а главное – отсутствие правильной мотивации. В частном же вузе главное – мотивация собственника. Если ему интересно не только получение краткосрочных материальных выгод, но и долгосрочные проекты, то решение принимаются быстро и менеджмент работает мотивированно. Есть несколько интересных примеров частного юридического образования, которые спокойно, без особого пафоса работают в узких областях юриспруденции. Работают достаточно успешно. Именно за ними, на мой взгляд, будущее в российском юридическом образовании. У них есть потенциал роста, чего не хватает в государственном секторе юридического образования". Где "производят" юристов? Больше всего юристов "производят" так называемые "фабрики", где на одном потоке учится более 500 студентов. Их всего 4%, но они выдают 1/5 всех дипломов по юридическим специальностям. Преимущественно, они находятся государственных вузах (84%) – классических университетах и ведомственных заведениях, головных вузах (89%), расположенных в столицах регионов (22% – в Москве и Санкт-Петербурге, 76 % – в других региональных центрах). Программы с маленьким набором студентов, менее 50 человек на потоке, в основном, работают в филиалах (67%) и негосударственных вузах (66%), почти все они не профильные и расположены в провинциальных городах (46%). Этих мелких программ порядка 30%, по ним обучаются 6 % будущих юристов. Остальные вузы находятся где-то посередине. Заметна тенденция: чем меньше в вузе студентов-юристов, тем больше среди них заочников. Автор исследования объясняет это тем, что каждый вуз стремится открыть свою, хоть и небольшую юридическую программу, руководствуясь "спросом на дипломы". При этом, заочная форма обучения выгоднее, поскольку она почти всегда платная. Таким образом у вуза появляются ресурсы на привлечение преподавателей-совместителей из других учебных заведений. Какие вузы одобряет АЮР? Несмотря на то, что аккредитация вузов в России – дело сугубо государственное, одобрение юридического сообщества не менее важно. С 2012 года Ассоциация юристов России, совместно с Минобрнауки и Рособрнадзором проводит общественную аккредитацию высших учебных заведений, где можно получить юридическое образование. По данным на февраль 2015 года ее получили 138 вузов (факультетов и филиалов). Среди них МГУ имени М. В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина, СпБГУ, Российская правовая академия Миниюста РФ, Южный федеральный университет, МФЮА, Санкт-Петербургская юридическая академия, Саратовская академия права и другие. Автор исследования сравнивает юридические факультеты вузов, аккредитованных АЮР с остальными. В список Ассоциации юристов входит половина всех вузов – "фабрик" и ведомственных вузов и треть классических университетов. В этих заведениях учится около 28 % всех студентов-юристов, в них больше бюджетных мест (38% против 10%) и меньше "заочников" (58% против 78%). Падает ли престиж юридической специальности?
Многие старшеклассники при выборе будущей профессии уверенно указывают именно на юридические специальности, что объясняется довольно просто. Первая и самая прозаичная причина – достаточно высокий, по сравнению со многими остальными профессиями, уровень доходов (по данным Росстата на 2012 год, средняя зарплата составляла 30 000 руб., тогда как заработная плата юристов была в два с лишним раза выше – 65 000 руб.). Кроме того, диплом юриста дает преимущество, даже если в будущем выпускник выберет другую сферу деятельности, например, госслужбу. Спрос на юридические дипломы действительно огромен: в 2012 году примерно каждый десятый студент получал образование именно в этой сфере, юристом являлся каждый 15-й выпускник вузов. Некоторые исследователи отмечают, что такая ситуация свойственна для развивающихся стран, например, Китая или Аргентины, где также наблюдается большое количество желающих получить юридическое образование. "Корочка" или любимая работа? За последние 20 лет юридическое образование в России получили порядка 2 млн человек. По специальности же – судьями, нотариусами, адвокатами, следователями, сотрудниками прокуратуры, для которых профильный диплом обязателен – в 2012 году работали порядка 300 000 человек. Даже если предположить, что такое же количество выпускников трудятся в юрфирмах или in-house юристами, все равно напрашивается вывод, что юробразование большинству из них нужно номинально, "для корочки". "Группы студентов, изучающих право для себя, для получения необходимых компетенций и работы по юридической специальности, и обучающихся для получения "корочки", практически не совпадают. И вузы, где учатся одни и другие, также не совпадают", – добавляет декан факультета права ВШЭ. Спрос на дипломы объясняет рост популярности заочного юридического образования. Многим оно нужно для повышения квалификации, перехода на новую должность, в качестве "второго высшего" при ином базовом. Поэтому неудивительно, что среди "заочников" много людей старше тридцати лет, работающих и имеющих семьи. Формально заочная форма обучения не отличается от очной по количеству учебных часов и обязательных курсов, но сасо содержание обучения, вовлеченность студентов в процесс, компетенция преподавателей, доступность учебных материалов могут различаться. В крупных вузах эта разница частично нивелируется за счет того, что "очники" и "заочники" имеют доступ к общей образовательной базе, но в некрупных и, тем более, непрофильных учебных заведениях это может стать проблемой. "Это, действительно, одна из главных проблем современного юридического образования, – считает Дмитрий Малешнин. – Юридических вузов, дающих качественное образование в стране очень немного. Не более 30. Их выпускники всегда востребованы и проблем с трудоустройством у них, как правило, не возникает. Но основное количество людей с дипломами юриста сейчас – это выпускники заочных отделений, либо вузов, где, по сути, нет юридического образования, а происходит псевдообразование. Они не котируются на рынке труда, поскольку юристами их назвать сложно". По его мнению, есть множество причин, по которым люди хотят иметь диплом юриста, не получая в реальности юридического образования. Среди них: престиж, карьерные преференции на государственной службе, отсрочка от исполнения воинской обязанности и т. д. Евгений Салыгин согласен с коллегой в том, что заочное образование в принципе не может быть высокого качества, по крайней мере, в массовом варианте, когда вуз, в основном, готовит заочников. "Заочная форма получения юридического образования была оправдана в советское время, когда юридических вузов было мало, а спрос на юристов был большим. Качество образования было выше. Сейчас же доля заочного юридического образования, на мой взгляд, должна быть существенно уменьшена. И современные информационные технологии, появившиеся в последнее время, пока не могут заменить работы студентов в аудиториях, их непосредственного общения с преподавателями, юристами-практиками, занятыми в учебном процессе", – говорит он. Элитарное или массовое? "Классик социологии Георг Зиммель считал, что вещь перестает быть модной и элитарной, когда к ней получает доступ все большее количество людей и когда становится все труднее за счет нее выделить себя из общей массы", – пишет автор исследования, задаваясь вопросом не будет ли массовый доступ к юробразованию способствовать падению престижа профессии. Евгений Салыгин отмечает, что репутация юридического образования подпорчена "конторами по выдаче дипломов, но считает, что несмотря на это, оно не утратит своего элитарного характера, поскольку работа юристов ценится в обществе высоко. "Работодатели очень разборчивы и понимают, в каком вузе образование было получено и чего оно стоит. Выбор ими работников с соответствующим уровнем подготовки влияет на престиж образования в целом. Практически каждый работодатель, независимо, орган это государственной власти, или юридическая фирма, хотел бы взять на работу лучших. Пока будут сохраняться престижность юридической профессии и высокое качество юридического образования в ведущих юридических вузах, престиж у юридического образования будет. Вместе с тем следует избавляться от балласта – вузов с низкокачественным юридическим образованием, тянущим его вниз", – говорит декан факультета права Высшей школы экономики. Дмирий Малешин также считает, что дело не в массовости, а в качестве. "Если качественное юридическое образование станет массовым, если в стране будет не 30 юридических вузов, а, по крайней мере, 100-150, то престиж юридической профессии только повысится. В реальности, сейчас в России нехватка профессиональных юристов, и никак не их переизбыток, – комментирует он. – Серьезному работодателю не нужен стряпчий или юрист-робот, составляющий договоры по шаблону, а нужен умеющий думать и находить нестандартные решения специалист. Поэтому "охота за головами" тоже имеет место, по крайней мере, на московском рынке. Работодатель всяческими способами пытается проникнуть в университет: через практикоориентированные лекции, ярмарки вакансий, внеучебные факультативы и пр. Основная цель – рекрутинг молодых умов. В результате большинство студентов уже на последних курсах практикуют и имеют четкие планы после получения диплома. Но это в лучших вузах, которых 3-5 по Москве (из 100 существующих)".
Марина Труханова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |