Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Развитие академических обменов и системы стажировок в России

01 октября 2007 17:08

фото с сайта club.ncstu.ru
фото с сайта club.ncstu.ru
Изучение опыта коллег является важной составляющей профессионального роста молодых ученых и преподавателей. В странах с развитой экономикой и наукой мобильности научных кадров придается большое значение. В странах Евросоюза существуют специальные программы финансирования стажировок молодых исследователей, что способствует профессиональному росту ученых и укреплению единства европейского научного пространства. Причем стажировки молодых исследователей начинаются уже со студенческой скамьи, на этапе подготовки дипломной работы. Ухудшение уровня жизни населения и финансирования науки ограничили возможности научно-педагогической мобильности в России, что приводит к деградации российской науки и фрагментации научно-образовательного пространства страны.

Для решения отмеченных проблем предлагается следующее:

1. Создать Российское Бюро академических обменов и стажировок, задачей которого будет финансирование, мониторинг эффективности, экономико-правовой анализ и развитие обменов и стажировок в России.

2. Разработать правовую базу обменов и стажировок в России.
Можно выделить следующие основные виды стимулирования мобильности:

  • по межвузовским долгосрочным соглашениям на регулярной основе;
  • через государственные органы содействия стажировкам и обменам (Бюро обменов);
  • по приглашениям вузов и научных организаций в рамках выделяемого им бюджета на приглашение специалистов по контрактам на временную работу, в т.ч. из-за рубежа;
  • в рамках международных летних школ для молодых ученых и преподавателей;
  • путем создания временных творческих коллективов из представителей разных организаций для работы по актуальным проблемам науки, финансируемых за счет целевых грантов.

Стипендии и, возможно, доходы, получаемые в ходе обменов и стажировок, должны быть освобождены от налогообложения, двойное налогообложение должно быть исключено. Предложить УМО Рособразования предусмотреть возможности стажировок студентов-дипломников (в отличие от учебно-производственных практик, стажировки должны предусматривать обучение в сторонних вузах) как часть государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

3. Создать систему обменов и стажировок между вузами и академическими организациями стран СНГ. Необходимо заключить межгосударственный договор относительно принципов проведения научно-образовательных обменов и стажировок в странах СНГ. В рамках этого договора или на его основе необходимо создать инфраструктуру содействия академическим обменам и стажировкам: создание фондов и (меж)государственных органов содействия обменам и стажировкам, выделение грантов, целевое финансирование вузов и научных организаций, информационная поддержка, в т.ч. создание интернет-портала, где партнеры могли бы найти друг друга. Необходимо предусмотреть льготы для организаций (в т.ч. негосударственных), принимающих иностранных стажеров из стран СНГ. Стажировки и обмены в СНГ могут так же служить важным звеном иммиграционной политики.

4. Соответственно своему международному статусу и укрепившимся позициям России следует активно участвовать в международных обменах и стажировках. Среди перспективных направлений можно выделить финансирование стажировок российских граждан в научных школах за рубежом; приглашение российскими научными организациями зарубежных коллег для работы на временной основе, а также специальные программы приглашения для работы на временной основе в России соотечественников, которые на постоянной основе или длительное время работают за рубежом. Последнее направление работы может служить важным фактором преодоления негативных последствий утечки умов из России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Далхат Эдиев, член Бюро Совета, Председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Российского союза молодых ученых (http://rosmu.ru)

источник: Российский союз молодых ученых

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы