Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Новые смыслы в образовании

01 сентября 2015 23:58

Фото с сайта www.lentachel.ru
Фото с сайта www.lentachel.ru
Накануне нового учебного года прошло много различных совещаний. На всех уровнях говорили о цифрах, трендах, смыслах и тенденциях. Именно в такой последовательности попробуем кратко пересказать все это и мы здесь. А заодно попытаемся выяснить, как выглядит эта картинка в глазах не только чиновников, но и ученых.

Как сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, учеников у нас год от года становится больше. "В этом году на 560 тысяч школьников прирост, поскольку прием в первый класс существенно превышает выпуск из 11-го класса", – сообщил он на селекторном совещании у главы кабинета министров в конце августа. В связи с этим идет интенсивное строительство школ, появилось желание устроить обучение детей в одну смену, дидактические силы брошены на начальную школу.

Тем временем демографы предупреждают, что грядет новый демографический провал. В школы придет поколение детей, родители которых принадлежат к так называемому неродившемуся поколению 90-х. Другими словами, в ближайшие несколько лет мы начнем ощущать нехватку родителей, родившихся в 1990-е годы. То есть, когда поколение нынешних первоклашек перейдет в среднюю и старшую школу, заменить их будет некем. И все сегодня отстроенные блестящие здания и "мини-мебель" будут пустовать и уйдут на склады. Поэтому футурологи на форсайт-сессиях предлагают строительство школ-трансформеров, легко подстраивающихся под нужды школы.

Еще одна цитата из Дмитрия Ливанова. "За год на 3% увеличилось число школ, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в городах это уже почти 100%, в сельской местности – пока 78%... Сегодня 683 школьных здания находятся в аварийном состоянии", – отчитался глава образовательного ведомства.

Зададимся простым вопросом: почему такие школы вообще еще существуют? 26 августа в "НГ" вышел материал о школьном директоре, которая сумела отстроить на месте руин с печным отоплением современное здание музыкального детского учреждения. Возможно, опыт удачливого директорства – это прежде всего желание изменений плюс профессиональное управление. Тема эта, вероятно, сейчас не будет сходить с повестки дня. Потому что, по словам министра Ливанова, у нас очень много школьных зданий вводилось массово в эксплуатацию в 60–70-е годы прошлого века по типовым проектам. И износ этих зданий колоссальный.

"Сегодня, – подчеркивает Дмитрий Ливанов, – скоростным Интернетом пользуется около 70% городских школ, 20% школ в сельской местности". Действительно, цифры не впечатляют, если учесть масштаб российских задач.

Недавно все тот же министр на открытой встрече с участниками Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов" назвал одним из главных трендов в образовании – онлайн-образование и информационные технологии. Сегодня за рубежом в самых бедных регионах детишки где-нибудь на лужайках садятся кружком вокруг учителя, включают ноутбуки и начинают учиться. Они будут конкурентоспособны в будущем. А вот дети из школ с печным отоплением и 20-процентным подключением к Интернету – сомнительно.

Теперь – о трендах в образовании. Для людей, живущих в пределах Садового кольца (если "Садовое кольцо" понимать в расширительном, метафорическом смысле, а не просто как конкретное географическое местоположение), – это экология. Другое качество образа жизни, порядка и качества питания, обучения, времяпровождения и т.д.

Тренд, естественно, мировой. Так сейчас везде. Приведу пример из недавних международных новостей. Министр экологии Франции Сеголен Руаяль заявила, что "первую тысячу школ, работающих в рамках программы борьбы против разбазаривания пищевых продуктов, предполагается снабдить огородом, уголком природы". Учащиеся будут сами заботиться об огороде или саде "при поддержке садоводческих ассоциаций, а в сельской местности – при поддержке специалистов по сельскому хозяйству". Пусть школьники получат минимальный урожай, но будут знать, что они к этому приложили собственные руки.

Приводить примеры из нашей практики не буду, скажу лишь, что в более приземленном и несколько вульгарном смысле эту идею доносят до своих читателей… глянцевые журналы. Экология, одним словом, – главный предмет школы будущего.

Что же касается трендов, названных сегодня приоритетными Министерством науки и образования, – это развитие инженерно-технического образования, IT-технологий. И совсем свежий тренд – "новое" средне-техническое образование. Как раз в самый канун нового учебного года в Министерстве науки и образования РФ чествовали участников соревнований профессионального мастерства – международного конкурса "World-skills". Ребята из России показали себя хорошо, даже несмотря на то, что их соперники из других стран готовились к соревнованию два года, а наши – всего-то два месяца.

Теперь чуть-чуть о смыслах и тенденциях. Общество вступило в экономический кризис. Школа и высшее образование могут извлечь из этого свои дивиденды. И вот тут возникает обычная российская дилемма: кого беречь в условиях кризиса – учеников или учителя, студентов или преподавателя.

Прием в вузы резко сократился. Как сообщает Дмитрий Ливанов, в настоящее время программы высшего образования реализуют 950 вузов, чуть больше 1 тысячи филиалов. Численность профессорско-преподавательского состава вузов составляет около 250 тыс. человек. Министр не говорит, что это много. Говорит, что это требует корректировки.

С другой стороны, в школах учителя старших классов скоро будут очень нужны. Сегодня вакансий мало, учителя держатся за место. Ротации почти нет. Дмитрий Ливанов подчеркивает, что учительский состав омолодился всего на 5–7%. Но смысл-то должен быть не просто в омоложении...

Привожу опять же сообщение Би-би-си. Как показали опросы американских ученых, школьники получают более высокие оценки, если учатся у учителей, принятых на работу в период экономического кризиса.

Исследователи говорят, что экономический спад и безработица приводят к тому, что на должность учителей приходят более талантливые люди. Власти нужно только вовремя улавливать сигналы общества и видеть главные смыслы всего процесса. Хочется надеяться, что так оно и есть.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы