|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Школьные поборы чувствительны для 40% российских семей28 августа 2015 23:53
"Родители могут добровольно оказывать школе помощь для решения конкретных вопросов. Если они считают, что безопасности в школе недостаточно, они могут на добровольной основе "скинуться" и найти дополнительные деньги для усиления этой охраны", – сказал Ливанов на "Общероссийском родительском собрании", в ходе вчерашнего телемоста. Министр отметил, что этот принцип "относится и к другим сферам жизни" в школе. "В том, что это благотворительность по отношению к школе – в этом нет ничего страшного", – считает Ливанов. Но подчеркнул, что она возможна только в том случае, если исполняются два условия: первое – это проводится на добровольной основе, и второе – школа уже реализует те меры, которые оплачены из бюджета, в том числе охрану. Между тем многие видят, что на все школьные нужды казенных денег явно не хватает. И этот факт доказывает результаты исследования ФОМа. Около 96% российских родителей так или иначе доплачивают на нужды школы и самих учеников. Около 40% родителей назвали свои школьные выплаты существенными. Как пояснили "НГ" в ФОМ интервьюеры не спрашивали, сколько конкретно денег в рублях тратили родители. Под понятием "существенный" предполагалось, что суммы школьных сборов оказались больше ожидаемых. Еще около 52% родителей считают, что особого урона их личному бюджету потраченные на школу деньги не наносят. "Родители, как правило, морально подготовлены, они привыкли, что под тем или иным предлогом родительские комитеты собирают деньги", – ответили в ФОМе. В опросе ФОМа четко прослеживается разница между крупными и небольшими населенными пунктами. Так, например, в Москве 57% опрошенных родителей сказали, что учебники по всем предметам выдаются в школах бесплатно (при этом 37% отметили, что некоторые учебники приходится приобретать самостоятельно). В городах с населением от 50 до 250 тыс. человек эти показатели составляют 37% и 53% соответственно. В Москве три статьи самых больших расходов включают походы и экскурсии (66%), подарки детям (48%), праздники (46%). Среди других основных трат в городах с население 1 млн и более родители назвали походы и экскурсии (62%), подарки учителям (58%) и расходы на охрану (50%). В городах с населением от 50 до 250 тыс. человек тройка "лидеров" выглядит так: походы и экскурсии (59%), праздники (49%), охрана (48%). Большинство родителей, за исключением жителей Москвы, на первое место в списке школьных поборов поставили расходы на ремонт. В столице доля таких родителей составляет всего 11%. Сегодня финансовые взаимоотношения "школа–госбюджет" строятся на новых принципах. Есть подушевое финансирование, которое одинаково для всех школьников одного возраста. Оно не зависит от типа школы и выдается за то, что ученик осваивает федеральный государственный стандарт. Оплачивает госбюджет и так называемые государственные работы – расширенный учебный план, деление класса на подгруппы по профильным предметам, дополнительные часы, спецкурсы. Есть еще и гранты, которые каждый год выдают лучшим школам за их достижения. В теории, считают эксперты, это более-менее рабочая система. В реальности есть нюансы, которые сильно осложняют жизнь многим школам. "Сегодня школы находятся под пристальным оком многочисленных проверяющих, – говорит член совета профильного профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий. – Даже купить килограмм гвоздей для школьной администрации – это непростая бухгалтерско-канцелярская манипуляция. Администрации часто проще договориться с родителями, чтобы они собирали деньги на текущие расходы". "В маленьких городах и селах средств не хватает, – говорит Луховицкий. – А как школе без ремонта? Придет проверка, найдет нарушения, чем больше нарушений, тем больше вероятность, что школу закроют, детей перераспределят в другие учебные заведения. Процесс укрупнения и так идет полным ходом". Луховицкий подтверждает, что поборы с родителей обычно оформляются как добровольные пожертвования. "В противном случае у администрации могут быть крупные неприятности", – добавил он. Ранее Минобрнауки разослало по регионам письма о недопустимости взимания денежных средств с родителей школьников. "Это лицемерное предписание, учитывая политику самого ведомства в последние годы. Ведь оно все сделало, чтобы узаконить поборы в школах", – говорит депутат Госдумы Сергей Миронов. По его словам, дополнительная плата за продленку иногда составляет треть учительской зарплаты. "Причем министр Ливанов сделал вид, что об этом не знал", – утверждает Миронов. Что касается обеспечения школ учебниками, то тут и вовсе запутанная история. Луховицкий объяснил, что согласно закону об образовании учитель может преподавать по пяти вариантам учебников по каждому предмету, рекомендованных Минобрнауки. Но каждый учитель имеет право самостоятельно выбирать учебники. При этом государство не дает денег на учебники, которые не входят в рекомендованный список. С тем, что с обеспечением бесплатными учебниками не все в порядке, согласны и депутаты. "Каждый регион должен выделить деньги в том числе на оплату труда педагогов, закупку учебников и прочее. У регионов финансовые возможности различны, и в некоторых субъектах складывается дефицит учебников в школах. Правительство не готово обеспечивать школы учебниками из федерального бюджета, значит, родителям придется покупать их за свой счет", – говорит Миронов.
Нина Забелина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |