|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Куда уходят бюджетные миллиарды20 августа 2015 23:54
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству по увеличению эффективности расходования бюджетных средств. Эти президентские поручения должны ограничить неконтролируемый рост так называемой дебиторской задолженности перед бюджетом, которая образуется благодаря незавершенному строительству и увеличению бюджетных авансов за невыполненные работы. К началу 2015 года подобные долги перед бюджетом составляли 2,3 трлн руб. и продолжали увеличиваться. Об этом Владимиру Путину глава СП Татьяна Голикова рассказала еще в апреле. Накопленная дебиторская задолженность, о которой не беспокоилось правительство, примерно соответствует текущему дефициту федерального бюджета. И вот теперь президент поручил правительству к 10 октября найти тот федеральный орган, который будет отвечать за инвентаризацию всех долгов перед бюджетом. А к апрелю следующего года кабинет Дмитрия Медведева должен будет "обеспечить проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства, не включенных в федеральную адресную инвестиционную программу". Одновременно должна быть создана единая база данных по всему бюджетному недострою. Таким образом, через год после доклада Голиковой президенту дело с бюджетными долгами и недостроем может начать сдвигаться с мертвой точки. Вчера же Счетная палата сообщила о еще одной бюджетной дыре, через которую практически бесконтрольно утекают казенные средства. Речь идет о так называемых бюджетных взносах в уставные капиталы компаний, которые, как правило, не сопровождаются адекватными обязательствами с их стороны. В 2012–2014 годах федеральная казна перечислила в уставные капиталы 134 хозяйственных обществ более 606 млрд руб. Это чуть меньше 20 млрд долл. по тогдашнему курсу. А в прошлом году фактический объем взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ превысил 382 млрд руб. С учетом прошлогоднего среднегодового валютного курса эта сумма превышает 10 млрд долл. При этом эти деньги были потрачены, как правило, без должных обоснований, контроля и анализа эффективности. Вывод о разбазаривании бюджетных денег аудиторы Счетной палаты формулируют весьма дипломатично: "вопросы планирования и предоставления целевых взносов нормативными правовыми актами в достаточной мере не урегулированы", "отсутствуют требования об установлении критериев эффективности использования средств при планировании целевых взносов", "отсутствуют требования… о формировании финансово-экономических и документальных обоснований" и т.п. В переводе на русский язык это означает, что более 10 млрд долл. из казны было выдано компаниям в ручном режиме, без особого обоснования и согласования с общегосударственными интересами. При раздаче бюджетных денег чиновники проявили необычную щедрость и выдали компаниям даже больше денег, чем они могли переварить. Объемы средств, предоставленных из федерального бюджета хозяйственным обществам в виде взносов в их уставные капиталы в 2012–2014 годах, превышали текущие потребности обществ, к концу 2014 года неизрасходованными остались 84,4 млрд руб., сообщила директор департамента СП Наталья Бочарова, которая выступала вчера на коллегии ведомства. Самые большие подарки из бюджета получили РЖД (190,2 млрд руб.), Россельхозбанк (75 млрд руб.), "РусГидро" (51,5 млрд руб.) и еще 50 млрд руб. Агентство кредитных гарантий. "Недостаточная результативность использования обществами предоставленных им инвестиций связана с недостатками организации деятельности органов власти по планированию, обоснованию и последующему контролю направлений использования средств", – считает Бочарова. "Анализ взносов… показал, что на цели финансирования инвестиционных проектов обществ направлено лишь 13% от общего объема взносов за 2014 год", – сообщила директор департамента СП РФ. Заметим, что суммарный объем бюджетных денег, которые были переданы компаниям, значительно превышает всю ту экономию, которую Минфин хотел получить от неполной индексации пенсий в 2015 году. По словам замминистра финансов Максима Орешкина, от урезания реальных пенсий в 2015 году можно было бы собрать примерно 300 млрд руб. Выходит, что Минфин, с одной стороны требует затянуть пояса пенсионерам, а с другой – не жалеет денег для раздачи компаниям без должного обоснования и контроля. Так, ведомственный доклад о повышении эффективности бюджета в принципе не предусматривает ликвидации режима ручного управления при раздаче компаниям бюджетных денег. Менять законодательство и требовать адекватного обоснования бюджетной щедрости Минфин, похоже, и не планирует. В ведомстве Антона Силуанова предлагают лишь ужесточить контроль использования компаниями бюджетных взносов и предусмотреть возможность возврата неиспользованных сумм в казначейство. "Большинство бюджетных взносов в уставные капиталы компаний реальными инвестициями не сопровождается. И эта проблема становится все острее начиная с кризиса 2008 года", – говорит член думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева. По ее словам, правительственные ведомства полностью разучились планировать, контролировать инвестиции по проектам, программам и по проектно-сметной документации. Механизм бюджетных инвестиций нужно полностью перестраивать, уверена Дмитриева, в том числе и с пересмотром отношений собственности. Кампания превращения государственных унитарных предприятий в акционерные общества (АО) во многом себя не оправдала, поскольку эти АО не могут существовать без бюджетных отчислений, утверждает Дмитриева. При этом сама форма АО сильно осложняет механизм контроля за бюджетными инвестициями.
Михаил Сергеев
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |