Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 24 апреля 2024 г., среда     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Почему школы отказываются принимать детей мигрантов

12 августа 2015 22:54

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Жалоба на приказ Министерства образования и науки РФ о запрете зачислять в школы детей, не имеющих регистрации по месту жительства, принята к рассмотрению Верховным судом. Начало рассмотрения дела по существу назначено на 27 августа. Речь идет о приказе Минобрнауки N32 "О приеме граждан в образовательные учреждения" от 22 января 2014 года. Жалобу на ведомство подала председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Также заявителями по делу выступают члены семей, пострадавших от этого приказа. Как сообщила Ганнушкина, действие образовательного ведомства абсолютно незаконно, потому что, согласно 43 статье Конституции, каждый имеет право на образование.

В пресс-службе Министерства образования и науки РФ поспешили заверить, что отсутствие свидетельства о регистрации "не может быть причиной для отказа при приеме ребенка в школу". "Министерство подчеркивает, что свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы", – подчеркивается в зявлении пресс-службы.

Общеизвестный факт – ситуация с детьми мигрантов кардинально изменилась за последние 10–15 лет. Многие политики любят спекулировать на теме роста иногороднего населения, пугая реальными и выдуманными проблемами школ. На самом деле новые мигранты это не просто прирост населения, это больше учебных заведений, больше финансовых трат на адаптационные мероприятия, больше изменений в программах и т.д. В условиях кризиса проблемы усиливаются. Опросы родителей детей-мигрантов, которые провели социологи из Санкт-Петербурга, помогают лучше понять ситуацию вокруг этой темы.

Миграционный статус учеников российских школ сильно варьируется по регионам, сообщают сотрудники Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Санкт-Петербург) Даниил Александров, Валерия Иванюшина и Екатерина Казарцева. Методология, которую использовали исследователи на материале пяти регионов (Московская область – территории, примыкающие к МКАДу; Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков), позволяет определить те регионы, в которых остро стоит вопрос адаптации недавних мигрантов. В отличие от иностранцев, родившихся в России, их дети сложнее приспосабливаются к инокультурной среде и хуже владеют русским языком.

Больше всего детей, прибывших в РФ недавно вместе с родителями, оказалось в Московской области – 16,2%, меньше всего – в малых городах и поселках Ленинградской области – 6,6%. Санкт-Петербург приближается по цифрам к Москве – там 12,8% иноязычных школьников. Псков по доле таких детей (8,5%) сравним с Ленинградской областью. Примерно посередине между точками максимума и минимума находится Томск (10,1%).

В Санкт-Петербурге 22,3% иноэтничных школьников составляют украинцы. На втором месте – азербайджанцы (17,5%), на третьем – армяне (12,3%). Этнический состав школ Ленинградской области близок к тому, что сложился в Северной столице. В Московской области, где детей-мигрантов больше всего, самой большой иноэтничной группой оказываются армяне. Их свыше четверти среди всех детей-иностранцев (26,4%). Азербайджанцев – 9,3%. Как и для других регионов европейской части России, для Московской области характерно большое число детей с родным украинским языком. В Подмосковье их 17,6%.

Многие армянские и татарские семьи живут в Петербурге уже пять поколений, сохраняя свою этническую идентичность, пишут авторы исследования. Эти семьи интегрированы в местную жизнь, прекрасно владеют русским языком. Их фактически называют местными жителями, поскольку они живут на территории два поколения и более. Если же родители ребенка переехали в регион, семья считается мигрантами.

Для всех регионов, кроме московского, доля местных уроженцев с родным русским языком колеблется в пределах 55–65%. Подмосковье контрастирует с общей картиной: таких семей там 44%. То есть 56% семей поселились в регионе сравнительно недавно. Подавляющее большинство детей-мигрантов были привезены в Московскую область сравнительно недавно и, как правило, уже в школьном возрасте. При этом все этнические группы сходны в отношении миграционного статуса детей; отличаются только узбеки и таджики: в этой группе ощутимо выше доля детей, приехавших в возрасте старше 7 лет (62%).

Таким образом, делают вывод социологи НИУ ВШЭ, школы Подмосковья находятся в сложной ситуации. Если ребенок из мигрантской семьи родился уже в принимающей стране, то он скорее всего пойдет в школу с хорошим знанием русского языка независимо от того, как говорят на нем его родители. Это верно и для детей, переехавших в дошкольном возрасте. Труднее всего учиться иноэтничным подросткам.

Это проблема довольна серьезная. Неуспевающие подростки в силу возраста и отсутствия должного семейного воспитания, как правило, находятся в центре конфликта в любой школе. Если добавить к этому полную трудовую занятость родителей-мигрантов, которым и самим-то нужно привыкать к новым правилам общественной жизни, то на школу ложатся довольно серьезные обязательства. К которым наша школы фактически не готова.

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы