|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Почему школы отказываются принимать детей мигрантов12 августа 2015 22:54
В пресс-службе Министерства образования и науки РФ поспешили заверить, что отсутствие свидетельства о регистрации "не может быть причиной для отказа при приеме ребенка в школу". "Министерство подчеркивает, что свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы", – подчеркивается в зявлении пресс-службы. Общеизвестный факт – ситуация с детьми мигрантов кардинально изменилась за последние 10–15 лет. Многие политики любят спекулировать на теме роста иногороднего населения, пугая реальными и выдуманными проблемами школ. На самом деле новые мигранты это не просто прирост населения, это больше учебных заведений, больше финансовых трат на адаптационные мероприятия, больше изменений в программах и т.д. В условиях кризиса проблемы усиливаются. Опросы родителей детей-мигрантов, которые провели социологи из Санкт-Петербурга, помогают лучше понять ситуацию вокруг этой темы. Миграционный статус учеников российских школ сильно варьируется по регионам, сообщают сотрудники Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Санкт-Петербург) Даниил Александров, Валерия Иванюшина и Екатерина Казарцева. Методология, которую использовали исследователи на материале пяти регионов (Московская область – территории, примыкающие к МКАДу; Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков), позволяет определить те регионы, в которых остро стоит вопрос адаптации недавних мигрантов. В отличие от иностранцев, родившихся в России, их дети сложнее приспосабливаются к инокультурной среде и хуже владеют русским языком. Больше всего детей, прибывших в РФ недавно вместе с родителями, оказалось в Московской области – 16,2%, меньше всего – в малых городах и поселках Ленинградской области – 6,6%. Санкт-Петербург приближается по цифрам к Москве – там 12,8% иноязычных школьников. Псков по доле таких детей (8,5%) сравним с Ленинградской областью. Примерно посередине между точками максимума и минимума находится Томск (10,1%). В Санкт-Петербурге 22,3% иноэтничных школьников составляют украинцы. На втором месте – азербайджанцы (17,5%), на третьем – армяне (12,3%). Этнический состав школ Ленинградской области близок к тому, что сложился в Северной столице. В Московской области, где детей-мигрантов больше всего, самой большой иноэтничной группой оказываются армяне. Их свыше четверти среди всех детей-иностранцев (26,4%). Азербайджанцев – 9,3%. Как и для других регионов европейской части России, для Московской области характерно большое число детей с родным украинским языком. В Подмосковье их 17,6%. Многие армянские и татарские семьи живут в Петербурге уже пять поколений, сохраняя свою этническую идентичность, пишут авторы исследования. Эти семьи интегрированы в местную жизнь, прекрасно владеют русским языком. Их фактически называют местными жителями, поскольку они живут на территории два поколения и более. Если же родители ребенка переехали в регион, семья считается мигрантами. Для всех регионов, кроме московского, доля местных уроженцев с родным русским языком колеблется в пределах 55–65%. Подмосковье контрастирует с общей картиной: таких семей там 44%. То есть 56% семей поселились в регионе сравнительно недавно. Подавляющее большинство детей-мигрантов были привезены в Московскую область сравнительно недавно и, как правило, уже в школьном возрасте. При этом все этнические группы сходны в отношении миграционного статуса детей; отличаются только узбеки и таджики: в этой группе ощутимо выше доля детей, приехавших в возрасте старше 7 лет (62%). Таким образом, делают вывод социологи НИУ ВШЭ, школы Подмосковья находятся в сложной ситуации. Если ребенок из мигрантской семьи родился уже в принимающей стране, то он скорее всего пойдет в школу с хорошим знанием русского языка независимо от того, как говорят на нем его родители. Это верно и для детей, переехавших в дошкольном возрасте. Труднее всего учиться иноэтничным подросткам. Это проблема довольна серьезная. Неуспевающие подростки в силу возраста и отсутствия должного семейного воспитания, как правило, находятся в центре конфликта в любой школе. Если добавить к этому полную трудовую занятость родителей-мигрантов, которым и самим-то нужно привыкать к новым правилам общественной жизни, то на школу ложатся довольно серьезные обязательства. К которым наша школы фактически не готова.
Елена Герасимова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |