Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Государственная молодёжная политика: время собирать камни

26 сентября 2007 13:35

Александровский сад, фото с сайта ipim.ru
Александровский сад, фото с сайта ipim.ru
Президент России Владимир Путин 25 сентября подписал Указ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым образован Государственный комитет РФ по делам молодёжи.

Как следует из Указа, на новый орган будут возложены функции "по определению государственной молодёжной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодёжи, занятия спортом, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодёжью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов РФ".

Строго говоря, ничего принципиально нового в этом нет. Аналогичные структуры существовали и раньше. Правда, недолго. Государственный комитет РСФСР по молодёжной политике просуществовал чуть более трёх месяцев (с июля по ноябрь 1991 года) и был присоединён к Министерству образования, но тоже на пару месяцев. В январе 1992 года была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи, просуществовавшая без малого 8 месяцев. Затем, 22 сентября 1992 года был создан Комитет по делам молодёжи при Правительстве РФ. Через 8 дней он был преобразован в Комитет РФ по делам молодёжи и проработал до 1994 года. В январе 1994 года был создан новый Государственный комитет РФ по делам молодёжи, физической культуре и туризму, просуществовавший почти 5 месяцев. Наконец, 30 мая 1994 года был воссоздан Комитет РФ по делам молодёжи (Роскоммолодёжи).

В последнее время функции в данной сфере выполнял Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей, входивший в состав Министерства образования и науки Российской Федерации.

Как одно из направлений работы государства молодёжная политика начала складываться с 1992 года, когда был принят Указ Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики". В 1993 году Верховным Советом РФ были одобрены Основные направления государственной молодёжной политики. Сложившаяся правовая практика исходила из того, что работа с молодёжью является предметом совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. При этом нормативного закрепления это положение долгое время не находило. Федеральная законодательная база развивалась медленнее, чем потребности региональной молодёжной политики.

В условиях возникшей правовой неопределенности регионы взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и уже во второй половине 90-х годов законы о молодежной политике были приняты в большинстве регионов.

В июле 1998 года группа депутатов Государственной Думы внесла проект федерального закона "Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации". Преодолев многочисленные препоны, закон, наконец, был принят Думой и одобрен Советом Федерации и в ноябре 1999 года направлен для подписания и обнародования Президенту РФ Борису Ельцину. Однако, воспользовавшись своим конституционным правом, он отклонил закон. По мнению Президента, закон был "подготовлен без учета положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации". Проблемы молодёжи вновь остались без внимания государства.

При этом вспоминаются слова Валентины Матвиенко (тогда ещё вице-премьера): "Стыдно, что у нас нет закона о государственной молодежной политике. Давайте сделаем первый шаг, давайте покажем, что государство действительно на законодательном уровне поддерживает молодежь и осуществляет государственную молодежную политику. Я бы очень просила представителей регионов поработать со своими депутатами в плане поддержки быстрейшего и окончательного принятия этого закона, собственно, как и других нормативных и законодательных актов, в которых нуждается молодежь".

Однако призыв услышан не был. Более того, в Федеральных законах № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не оказалось полномочий в сфере молодёжной политики. Молодёжная политика оказалась вне закона.

Удивительно, но в этот момент активно сработали наши общественные институты, и что самое неожиданное, в первую очередь молодёжные объединения (а ещё говорят, что молодёжь у нас социально пассивна). Многочисленные молодёжные формирования, в том числе Молодёжная парламентская ассамблея, начали весьма настойчиво отстаивать право молодёжи на развитие и лоббировать соответствующие законодательные решения. В итоге, под занавес 2005 года, появляется 199-й Закон с поправками в федеральное законодательство, касающееся разграничения полномочий между органами власти.

В соответствии со статьями 23 и 29 указанного закона к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств регионального бюджета, отнесено "осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодёжью", к полномочиям органов местного самоуправления – "организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью".

Благодаря этим поправкам удалось сохранить работу с молодёжью. Но, к сожалению, не удалось сохранить систему органов по делам молодёжи. В 2005 году по России прокатилась волна по отмене региональных законов о молодежи, упразднению органов по делам молодёжи. Сотни высококвалифицированных специалистов по работе с молодёжью были уволены. Функции по работе с молодёжью практически во всех регионах, по аналогии с федеральным уровнем, были переданы органам образования.

Опыт показывает, что сведение в единый блок молодёжной политики и образования, этих близких, но не одинаковых направлений, приводит к поглощению и сокращению расходов на работу с молодёжью. Молодёжь, образование, культура, спорт являются, безусловно, близкими терминами, но с разным содержанием:
Спорт – это физическое развитие и здоровье,
Культура – это искусство и эстетическое воспитание,
Образование – это обучение, передача знаний,

Молодёжная политика – это решение социально-экономических проблем молодёжи, профилактика негативных социальных явлений в молодёжной среде, формирование условий для гражданского становления, воспитания патриотизма, духовности и нравственности молодёжи, поддержка талантливой молодёжи и молодёжных общественных объединений. Одним словом, молодёжная политика – это формирование успешного человека с активной гражданской позицией.

Кроме того, целевая группа органов образования – обучающиеся в тех или иных образовательных учреждениях (школах, сузах, вузах и т.п.). Целевая группа органов по делам молодёжи – вся молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе работающая и безработная, молодые семьи, члены и волонтёры молодёжных общественных объединений и так далее.

Именно поэтому принципиальным шагом в нынешней реформе органов власти является то, что, в соответствии с Указом Президента РФ от 25 сентября, руководство деятельностью комитета будет осуществлять Правительство России. Другими словами, это означает выделение органа по делам молодёжи в самостоятельную структуру. Руководитель государственного комитета вносит в Правительство РФ проекты нормативных актов, представляет предложения по формированию проекта бюджета в части, касающейся вопросов реализации молодёжной политики, а также пользуется иными правами федерального министра.

На мой взгляд, в ближайшем будущем следует ожидать новый этап структурных преобразований, но уже в регионах России. Многим субъектам Федерации, поспешившим поставить запятую во фразе "Казнить нельзя реформировать", сейчас придётся восстанавливать региональную правовую базу в области молодёжной политики и реанимировать органы по делам молодёжи. Тем более, что Указ Президента РФ от 16.09.1992г. № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики", согласно которому главам администраций субъектов РФ предписано принять меры по организационному и финансовому укреплению органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти, никто пока не отменял.

Очевидно, что молодежь (в значительной своей части) обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям социальной общности. В то же время перед нашим обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда отрицательных аспектов нынешнего положения молодежи, которой, кстати говоря, через одно-два десятилетия предстоит определять важнейшие направления государственной политики и общественной жизни страны.

Всё это обуславливает и совершенно новое понимание молодёжной политики, которая должна рассматриваться как дело не только комитетов и отделов по делам молодежи, но и всего общества и всех государственных ведомств. Иными словами, должна строиться модель не ведомственного, а общественно-государственного управления молодежной политикой. Ведь молодежная политика имеет самое непосредственное отношение к созданию одного из главных источников развития и конкурентоспособности страны – человеческому капиталу.

В уходящем сентябре, насыщенном политическими событиями, многие сравнивали кандидатов в новый состав российского Правительства с абитуриентами. Что ж, вступительные экзамены сданы, акт о зачислении издан. Остаётся надеяться, что одним из первых практических заданий чиновников станет работа над ошибками по курсу "Государственная молодёжная политика". И дай Бог, чтобы они не получили "незачёт" по этой дисциплине. Возможности переэкзаменовки больше не будет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Станислав Бессонов

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Бессонов Станислав

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы