|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Выбор вуза: профессия или деньги?25 июня 2015 23:46
Миссия "инженеризация" провалена Приемная кампания в самом разгаре, так что приводить данные в абсолютных цифрах пока рано. Однако выбор предметов на ЕГЭ позволяет сделать некоторые выводы. Как отмечают эксперты, резкого изменения предпочтений школьников так и не произошло. "Доля тех, кто сдает предметы естественнонаучного цикла: физику, биологию, химию, по-прежнему невысока и не превышает 20%", — заявила "Росбалту" директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, выше этой планки показатель давно не поднимался. Так, в первые годы ЕГЭ "технарей" было 12-15%. Сегодня тех, кто будет подавать документы в вузы с естественнонаучными, техническими, технологическими дисциплинами, тоже немного, хотя 20% — это все же прирост. Однако в результате провозглашенного государством курса на инженеризацию, подкрепленного ростом числа бюджетных мест в технических вузах и двукратным увеличением зарплат на выходе, эксперты рассчитывали, что хотя бы треть ребят, а то и 40%, будут сдавать тот набор предметов, который позволит им получать технические специальности. Но этого так и не произошло. Недосчитаются абитуриентов и математические вузы. Виной всему очередная модернизация ЕГЭ. Экзамен по математике разделили на два уровня сложности, так что профильный многим оказался не по зубам. Среди них — московские школьники из хороших математических классов. "Базовый уровень они, конечно, сдали бы блестяще, но с профильным возникли трудности. В результате часть ребят, которые планировали поступать в вузы на специальности с профильной математикой, уже не смогут подавать туда документы", — рассказала Абанкина. Спрос на стабильность В кризис родители чаще отправляют детей осваивать профессии, позволяющие работать в бюджетной сфере — пусть с невысокой, но стабильной зарплатой, заметила собеседница агентства. Так, в последнее время растет популярность педагогического образования. "Увеличился спрос в области здравоохранения, хотя даже при двукратном росте доля будущих медиков в общем потоке невысока", — отметила Абанкина. На спад пошло также число экономистов и управленцев, правда, по данным ряда исследований, эти направления по-прежнему наиболее привлекательны для большей части выпускников школ. Дипломированные дилетанты В свою очередь доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований Юлия Зубок отметила смещение приоритетов в сторону сферы управления. "Выбор специальностей, связанных с управлением, в целом понятен. Проблема в том, что специализация в области управления становится эффективной только в том случае, когда накладывается на знания в конкретной области. Управление вообще, абстрактное управление, как показывает практика, приводит скорее к воспроизводству высокомерного дилетантизма", — подчеркнула она. В сущности, профессиональный выбор сегодняшнего выпускника происходит в ситуации полной неопределенности, заметила эксперт. Здесь и социально-экономическая нестабильность, и изменчивость рынка труда, и, наконец, переориентация самой системы образования на предоставление услуг без особой оглядки на этот самый рынок труда и, тем более, на дальнейшие судьбы выпускников. "Хотите учиться — учитесь, ошиблись с выбором — вас никто не заставлял". На этом фоне сейчас появляется множество новых специальностей с красивыми названиями, на которые и "клюют" абитуриенты. По словам директора Центра социологии образования и культуры Григория Ключарева, нередко такие специальности вводятся вузами с одной лишь целью — занять преподавателей. В результате те усердно читают курсы, не связанные с практикой и мало востребованные в реальной жизни. Вузы выбирают по "веселости" Среди факторов, влияющих на выбор выпускников, Ключарев назвал близость к дому, рекомендации старших товарищей, и, что совершенно неожиданно, обещания нескучной жизни. "Если вузовские буклеты обещают абитуриентам соревнования, фестивали, тусовки, — это половина успеха", — заметил он. Юношам также важна отсрочка от армии, а девушки нередко выбирают технические вузы (где учатся в основном представители сильного пола), чтобы устроить личную жизнь. Все в программисты! Но главным ориентиром остается уровень дохода. "В создании молодежи прочно утвердилась связь труда с заработком. Около 60% молодых людей рассматривают труд исключительно с позиции решения актуальных жизненных проблем", — заметила Зубок. Руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru Ирина Святицкая рассказала "Росбалту", специалисты какого профиля сегодня в цене. Если смотреть по среднероссийским зарплатам на старте карьеры, молодым юристам предлагают около 38 тыс. рублей, специалистам в банковской сфере и маркетинге — около 35 тыс. рублей, в сфере транспорта и логистики — от 27 тыс. рублей. При этом зарплаты программистов начинаются с 44 тыс. рублей. "Буквально через год программист может рассчитывать на двукратный рост зарплаты — 86 тыс., в то время как его знакомые в банковской сфере — лишь на 63 тыс. рублей, в транспорте и логистике — на 50 тыс. рублей, в бухгалтерии — на 49 тыс. рублей. С другой стороны, когда через 8-10 лет человек дорастает до директорских позиций, зарплаты сравниваются. На пике карьеры зарплаты ведущего программиста и, скажем, директора по логистике, будут примерно одинаковы (логистика — 209 тыс. рублей, разработка — 230 тыс. рублей)", — заметила Святицкая. С другой стороны, история "дорасти до директора" далеко не всем близка. В таком случае эксперт советует выбирать профиль, позволяющий зарабатывать на рядовой должности. "Свое" занятие всегда прибыльно Предугадать, какие профессии будут популярны через пять лет, невозможно. Да это и не нужно, считает Святицкая. Выбор профессии эксперт предлагает начать с другой стороны. "Лучшая стратегия для школьника — пройти профориентацию и определить, какое направление близко именно ему. Если он будет заниматься своим делом в своей компании, он в любом случае будет успешен", — убеждена эксперт. По ее словам, это позволит избежать классических проблем: "не на того учился", "разочаровался в выборе профессии".
Анна Семенец
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |