|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
ЮнЖур: приятный образ на фоне вечных проблем22 сентября 2007 16:37
31 августа на посвящении в студенты факультета журналистики МГУ Интернет-портал интеллектуальной молодежи IPIM.ru, проектное бюро "Спор" и Союз студенческих СМИ г. Москва, совместно с ТД "Библио-Глобус" провели исследование, которое позволило выявить отношение начинающих молодых журналистов к СМИ и литературе. Образ современного молодого журналиста Сфера профессиональных интересов Для начала хочется понять, какими в профессиональном плане видят себя нынешние первокурсники факультет журналистики МГУ. Ведь уже через несколько лет одним из самых актуальных для них будет вопрос выбора места работы. А еще через какой – то срок все они станут проводниками идей властителей дум. Хочется особым образом отметить, что больше всего юных журналистов интересуется культурной сферой, это 52 % . Не отстает и политика – 47%. Спорт интересует 21% респондентов; PR, реклама, медиа – 14 %; социальная сфера – 6%; уголовно – процессуальная – 4%; обозревателями тенденций мира моды хотят стать также лишь 4% опрошенных; музыку и кинематограф отдельно выделили 3%; литературу – 1%. Естественно, на первом курсе высшего учебного заведения определиться с областью профессиональных интересов совершенно непросто, и анкетирование это подтвердило – 12 % респондентов еще ищут себя. Приятно, что столько будущих журналистов тяготеет к освещению культурной жизни, удивляет отсутствие интереса к сфере социальной. Однако, не стоит забывать, что как учеба, так и общественная деятельность в ближайшие 5 лет, еще могу изменить ориентиры начинающих студентов. Как часто мы задаем себе вопрос о собственной компетентности? А о соответствии стремлений достижениям? Регулярно ли ставим под сомнение профессионализм других и в то же время прилагаем усилия, чтобы не уронить собственную репутацию? Осознанно или нет, но это происходит почти каждый день. Следующий пункт опроса касался морального облика профессионального журналиста. Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать журналист? Естественно, лидируют коммуникабельность – 39%, активность (мобильность, оперативность) – 37% . "Взяться за ум" хотят 24 % опрошенных. Еще 10% отмечают эрудированность в числе важнейших качеств, а 9% отметили образованность. Ясно, что желание быть активным и мобильным вызвано требованиями времени. Самое важное, чтобы при этом не снижалось количество молодых журналистов, желающих оставаться на настоящей интеллектуальной высоте. Есть и печальная новость (хотя для кого-то это уже не ново) всего 6% респондентов вспомнили о грамотности. Выделили настойчивость – 17%. Любопытство отметили 23%, ответственность – 18%. Что немаловажно и внушает веру в светлое будущее, честность поддерживается 15% опрошенных. Неравнодушие – 11%, смелость – 8%, оптимизм и толерантность по 4%. Кроме того, есть еще по 1% тех мечтателей, которые хоте ли бы остаться беспристрастными и независимыми. Вотум недоверия Вот он – ключевой вопрос анкеты, вопрос о доверии к современным средствам массовой информации, поставленный перед самими проводниками и преобразователями информационных потоков (то есть будущими журналистами).
Доверяете ли Вы телевизионным СМИ? Более того, по результатам все того же опроса, 52% респондентов считают, что центральные СМИ, будь то телевизионные, печатные или Интернет, вообще не отражают реальную ситуацию в стране. Но 89% выступают за то, чтобы отражали (!). "Возможно, не должны, но тогда не стоит выдавать свои материалы за ситуацию в стране". И только 3% готовы ратовать за преломление новостей через призму СМИ. Однако для полноты картины, приведем и показатели по другим ответам. Все же 18% студентов считают, что СМИ призваны самым прямым образом отражать события, и что с этой задачей они успешно справляются. 17% отводят средствам массовой информации роль периодически объективного источника. А 13% пока не определились с тем, как подходить к проблеме объективности преподнесения информации. В целом, комментарии молодежи, так или иначе, касаются следующего момента: СМИ не всегда способны преподнести информацию в нейтральном свете именно потому, что это чрезвычайно трудно сделать. Если переводить эту проблему в научную плоскость, то более всего ее охарактеризует комментарий, оставленный одним из респондентов: "Это вопрос не для анкеты, а для диссертации". Хотя число тех, кто хотел бы объективности от СМИ сильно обращает на себя внимание. Информационные новшества Блоги, Живые Журналы и иные методы распространения информации в глобальной сети продолжают повышать рейтинг своей популярности. Это становится интересным еще и потому, что Интернет пространство контролировать значительно сложнее, чем печатные СМИ, телевидение и т.д. А ведь большая часть пользователей блогосферой – молодежь. Мы спрашивали и о том, как они к ней относятся. Ваше отношение к "блогосфере" как к источнику информации? Здесь пальму первенства не удержал ни один из ответов. Положительное отношение близко 40% опрошенных, в то время как отрицательное (или же отрицательное, ближе к нейтральному) остается за такими же 40%. Неоднозначное или же просто нейтральное отношение у 20%. Опять же, сами студенты отметили актуальность цензуры в информационном Интернет пространстве: "Встречаются интересные замечания, но нужна какая-то цензура". Образовательная литература: потребности и возможности Интернет создает дополнительные возможности, но основными элементами учебного процесса до сих пор остаются книги. Сейчас на книжном рынке становится все больше и больше образовательной литературы. Порой за красивым названием и не вполне известной фамилией автора скрывается содержание, которое не способно помочь в учебе. За то, эти книги затмевают с помощью красивых обложек стоящие по соседству образцы педагогической мысли. Так уж случилось: конкуренция дизайнеров. Но не стоит забывать, такое многообразие литературы для учащихся свойственно в основном большим городам. Что же происходит в регионах? Помогает ли студентам то, что часть таких книг переведена в электронный формат и доступна в "сети". Удовлетворены ли вы качеством доступной образовательной литературы? Удовлетворены 53 % опрошенных, удовлетворены, но не вполне – 7%. Есть повод задуматься: не удовлетворены качеством образовательной литературы целых 40% студентов. Вероятно, они еще откроют для себя немало информативной, интересной литературы этого типа, но 40% – все же не 20. Конечно, значительная часть проблемы сконцентрирована на региональном уровне. Ответы из разряда: "В Москве – Да, в Регионах – абсолютно нет" были не редкостью. На поверхности – политическая проблема асимметричности в развитии российских регионов. Что примечательно, большинство людей, удовлетворенных качеством образовательной литературы, положительно относятся к блогосфере. Чувствуется, что жители столицы обеспечены полным комплексом информационных средств, но в регионах проблема стоит очень остро. Художественная литература. Что же предпочитают молодые журналисты? Возможно, вопросы о литературных предпочтениях не стоит задавать людям, которые еще вчера подвергались вступительным испытаниям. Но все же, мы их задали. Будущий журналист обязан освоить для начала школьную программу. Начнем с количества. Сколько книг Вы прочитали за последний год? Ответы радуют. Более 35 книг осилили 12% опрошенных, от 25 до 35 – 25%, от 15 до 25 – 28%, Популярны ответы "много", "очень много", "не сосчитать" – 19 %. И менее 15 прочитали 16%. Современная образованная молодежь читает. И итоги опроса – лишнее тому подтверждение. Но не стоит забывать о качестве этой литературы. Какие произведения русской литературы вы считаете "эталоном" русского языка? (Произведения указывались респондентами по имени автора).
Пожалуй, в данном вопросе стоит воздержаться от комментариев и просто предоставить результаты на суд читателя. Ясно одно, классика актуальна всегда. Также были названы (1%): А.Н. Толстой, С. Есенин Л. Андреев. И об отсутствии эталона сказали 7% респондентов. Не подскажете, какой сегодня год? 2007 год объявлен в России Годом русского языка. Многие ли знают об этом? Своеобразная проверка, насколько хорошо подают информацию СМИ. Если идти дальше медийной сферы, то важно знать, какая работа проводится на местах. Что значит для населения придание такой важности нашему родному языку? Какое влияние оказало на Вас объявление 2007 года Годом русского языка и чтения? Оказалось, что даже для студентов ведущего ВУЗа страны, это почти ничего не изменило. 97% (!) респондентов честно ответили, что событие не оказало на них никакого влияния. И это будущие журналисты. Выглядит естественным, что кто-то из них даже не знал об этом. Пожалуй, ответ "многих он <Год языка> никак не затронул" очень хорошо все показывает. Назвать год таким образом – еще не все, что нужно для популяризации родного языка и родной культуры. Справедливое замечание одного из респондентов: "Каждый год должен быть Годом русского языка!". В целом, образ представителя студенческого журналистского мира выглядит очень приятно как в морально-этическом, так и в образовательном плане. Похоже, есть вечные проблемы, которые никуда не исчезают: обеспечение всех учащихся качественной образовательной литературой, субъективность подачи информации в СМИ, отсутствие работы над событием после того, как оно заявлено в СМИ. Пример последнего – Год русского языка. Но хочется верить, что новое поколение, что эти молодые ребята в скором будущем, будут заниматься не созданием громких информационных поводов, за которыми ничего не стоит, а объективной и честной подачей информации для народа, грамотно говорящего на родном языке.
Коллектив авторов благодарит Назарова Антона Анатольевича за оказанное содействие в проведении анкетирования на факультете журналистики МГУ.
Анна Отраднова источник:
автор материала: Отраднова Анна Игоревна Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |