Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Кто-то трагедию вуза хочет подать как сенсацию"

03 июня 2015 23:45

Ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Николай Лисицын. Фото с сайта www.rosbalt.ru
Ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Николай Лисицын. Фото с сайта www.rosbalt.ru
Не исключено, что выборы ректора Петербургского технологического института положат конец вузовской демократии. Минобрнауки намерено отказаться от процедуры, по которой подчиненные решают, кого ставить во главе учебно-научного заведения. Ведь исход выборов не гарантирует вузу ни преференций, ни больших денег, ни повышения статуса в профессиональной среде.

Николай Лисицын пять лет был ректором Санкт-Петербургского государственного технологического института. Его преемник победил на недавней конференции с незначительным перевесом голосов – 57 против 55. Возможно, сейчас кто-то из отдавших "черный шар" Лисицыну уже сожалеет об итогах голосования. Поскольку есть мнение, что новый руководитель вуза – заведующий кафедрой химической технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов Андрей Шевчик — к числу крепких хозяйственников не относится.

Сразу после того, как Шевчик сменил Лисицына на посту ректора, стали говорить о сотнях миллионов, выделенных на ремонт пострадавшего от пожара главного здания института. Преемник рассказал о якобы оказанном на него административном давлении и даже решил искать защиты у прикомандированного от УФСБ к институту сотрудника. Николай Лисицын решил в скандал не ввязываться и ушел в тень. Однако недавно все же согласился дать "Росбалту" интервью.

– Николай Васильевич, ответьте откровенно: вы закрыли в биографии страницу Техноложки?

– Сложный вопрос. Это моя альмаматер. Как можно расстаться со своей родиной? Я переступил порог института в 1972 году. И это было счастьем – поступить, окончить и остаться в аспирантуре. Все здесь бурлило и кипело!

Конечно, я не ожидал такого итога выборов. Естественно знал, что недовольство в мой адрес в коллективе имеется. Причина простая: за последнее время серьезным образом изменились требования, предъявляемые государством к качеству получаемого высшего образования и вузовской науке. Это не должно быть банальное проедание бюджетных денег.

Скоро в наши стены снова придут абитуриенты. Но в первую очередь люди, интересующиеся химией и биологией, направятся в Санкт-Петербургский государственный университет. Не в Техноложку. Потому что в университете возможностей больше: есть прекрасные ресурсные центры, а мы себе такого позволить пока не можем. Как изменить ситуацию? Прилагать усилия тем, кто здесь трудится, чтобы народу молодому было интересно, а государству – выгодно. Тогда мы сумеем формировать нормальные мозги. Нельзя ходить на работу в вуз "по привычке", из года в год, десятилетиями, совершая одни и те же манипуляции. Пример: в советские годы одним из известных городских предприятий был "Красный треугольник", а в Техноложке существовала кафедра резины. Не стало предприятия – нет и кафедры.

– Неужели вы сейчас готовы согласиться с вашими оппонентами, которые обвиняют Лисицына в том, что он не слишком стремился добыть для вуза побольше бюджетных денег в Минобрнауки? Так сказать, оказался слабым лоббистом.

– Я убежден, что надо создавать условия для роста, а не искать сиюминутную выгоду. Ведь основу института, его будущее, всегда составляют молодые научные кадры. Для удобства назовем их аспирантами или магистрами. Благодаря этим кадрам возникает возможность генерить следующее поколение исследователей, которые со временем становятся преподавателями и формируют профессорский состав – элиту вузовского сообщества.

Например, академия Або в Финляндии. Я там был и видел, как наши северные соседи работают по тематике, связанной с переработкой древесины. Оказывается, помимо производства целлюлозы существуют просто колоссальные возможности для получения различных лекарственных препаратов, основанные на свойствах различных пород древесины. А как организована жизнь в академии Або? Есть кафедра – заведующий, профессор и еще два-три сотрудника, которые финансируются за счет бюджета. Но основная часть коллектива вообще не поддерживается государственными деньгами. И руководство кафедры обязано обеспечить зарплату этим людям из дохода, получаемого по хозяйственным договорам с частными компаниями, например, с Neste Oil. Вузовская наука проводит исследования, за которые ей платят деньги. Более того, ни руководство кафедры, ни сотрудники, находящиеся на бюджете, не имеют права вообще получать какие-либо прибавки к зарплате за проведение таких исследований. Я уже не говорю о том, что подготовленные выпускники востребованы в компаниях, которые взаимодействуют с академией Або.

У нас немало уникальных людей, достигших высот в науке, педагогике. С одной стороны, они заслуживают лучшего отношения со стороны государства, а с другой – возможно, не хотят испытывать некоего прессинга от вузовского руководства, когда их побуждают к активным действиям. Но период расслабленного ожидания прошел.

– Буквально на днях ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук говорил, что к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в ТОП-100 мировых образовательных рейтингов. А для этого необходимо повышать конкурентоспособность. Так, в общее количество научных публикаций в год составляет в России не более 40 тысяч, в а Китае – порядка 400 тысяч, на порядок больше.

– На аттестационной комиссии я сказал, что когда был студентом в нашем вузе, он входил в тройку лучших в стране. Здесь в первом из советских учебных институтов появилась вычислительная техника. Это вуз химико-технологического профиля, имеющий колоссальное оборонное значение для страны. Существовал целый факультет (который сегодня воссоздан), призванный решать две главные задачи – создавать топливо специального назначения, в том числе ракетное, и заниматься ядерными технологиями. К слову, в советское время в вузе даже был работающий атомный реактор.

Свое предназначение как ректора я видел именно в том, чтобы вернуть институт в число лидеров. Техноложка – это химико-технологический бренд. У нас есть направление, связанное с промышленным оборудованием или его проектированием, иные направления, но если говорить о главном, они нацелены на первичную задачу – а именно на развитие химической технологии. Правда, когда создавалась Техноложка, речь шла о паровых машинах, а теперь говорится уже о шестом технологическом укладе, сочетающем нано-, био-, информационные и когнитивные (управленческие, которые связаны с искусственным интеллектом) технологии. Вплоть до синтеза живой и неживой материи в единое целое.

Естественно, все это должно изучаться с помощью самых современных приборов. И, понятно, моделироваться на самой современной технике.

– Но Техноложка, как вы уже заметили, не может похвастаться тем, что обеспечена оборудованием по последнему слову техники…

– Не совсем так. Оборудование устарело, но есть две действующие самые современные лаборатории. Третья строится. В них можно изучать и моделировать те процессы, которые сейчас интересуют многих людей. В одном случае это получение субстанции для лечения болезней, которые на слуху – деструктивные функции, Альцгеймера, онкология.

Как устроен институт? Это большое хозяйство. И вот у нас главное здание в ночь с 29 на 30 мая 2013 года погорело. А затем его обильно пролили водой. То есть лекционный фонд Техноложки, почти 10000 кв. метров, был выведен из строя. Но мы сумели с помощью людей, преданных патриотов вуза, которые восприняли пожар как собственную трагедию, восстановить часть здания. Был кинут клич – помогите каждый, кто чем может. Ведь чтобы получить большие государственные деньги, требуется время – мы живем в рамках бюджета. Деньги от российского правительства пришли спустя достаточно большой срок. Тем не менее, вуз к первому сентября 2013 года был готов к проведению учебного процесса. Из четырех этажей два восстановили за счет пожертвований, отчислений с заработной платы сотрудников университета, вскладчину. И мы приняли студентов на первый курс.

– Как раз по этому поводу многие и возмущаются: мол, куда 800 млн рублей подевались, если главное здание по-прежнему в ремонте?

– Правильно, в ремонте. Не успели мы привести в порядок аудиторный фонд, который в этом нуждался. Практически в две смены продолжаем учить народ… А кому-то вузовскую трагедию хочется подать под соусом сенсации.

Сейчас работы ведутся подрядчиком – реставрационно-строительной фирмой "Глория", которая из 800 илн, выделенных на ремонт, пока получила меньше 20%. Большой объем работ уже выполнен, но так как здание по ряду объектов является памятником, то все не слишком просто. Нужно восстанавливать лепнину, проемы. Деревянные межэтажные перекрытия уже заменены на металлические. Такого ремонта за годы существования Техноложки никогда не было.

Тем, кто ищет сенсацию, сразу отвечу – перепрофилировать главное здание под бизнес-центр, гостиницу или еще какую-либо торговую историю в принципе нельзя. Мы федеральное государственное учебное заведение, наш учредитель – Минобрнауки РФ, это собственность государства, а распоряжается недвижимостью вуза Росимущества. И любые ремонты должны проходить в рамках тех паспортов, которые имеются на любые здания, и в соответствии с первоначальным предназначением объекта. В нашем случае – это аудиторный фонд и ни что иное.

– Как вы относитесь к своему проигрышу?

– Конечно, обидно, но любой результат надо уважать. Я поздравил на конференции избранного ректора и объяснил, что разделение коллектива на два лагеря никому не нужно. Если уж договорились, что идем к выбранной цели, то надо двигаться всем вместе, а не вразнобой. К сожалению, в моем случае получилось, что на первом этапе команда работала слаженно, а потом случился раздрай. Наверное, одни люди принимают веление времени, а другие – нет.

А ведь мы занимаемся серьезным делом – пытаемся воспитывать будущее поколение специалистов, и это не просто вопрос образования или культуры – это вопрос обеспечения безопасности государства. И если просто "продавать" дипломы за троечки, то Техноложка превратится в глубоко второстепенный вуз. Я лично этого не хочу.

Что касается странных высказываний Андрея Шевчика, то не собираюсь их комментировать. На мой взгляд, так начинать нельзя. Да, часть людей отдали свои предпочтения человеку, который должен ассоциироваться с именем Технологического института. И он обязан быть человеком последовательным и решительным, а не заниматься написанием кляуз. Выборы – демократический институт, и будучи ректором, я мог, наверное, принять все необходимые меры, чтобы усидеть в своем кресле и свести эти демократические процедуры к минимуму. Но принципиально не стал заниматься такими вещами.

– Сейчас вы – человек, который долгое время здесь трудился, работал, болел душой за вуз, уходите. А что остается?

– Ухожу на этапе, когда Техноложка развивается и движется вперед. Остается отлаженный инструмент для того, чтобы формировались будущие поколения исследователей. Хотя аспирантов из года в год становится все меньше. Это настоящая беда. В ТОП-100 мировых вузов присутствуют то Калифорнийский университет, то Массачусетский, либо Кембридж, Оксфорд, Гарвард. Могу навскидку сказать, что в Калифорнийском аспирантов больше, чем студентов. А отсюда и научные публикации, и привлекательность, и контакты с промышленностью.

Если не ошибаюсь, вся Швейцария в год выпускает всего 50 химиков-технологов. А сколько дипломов по этой специальности выдают Техноложка, университеты в Москве, Казани, других регионах страны? И как устраиваются российские выпускники? Да, мы несколько больше, чем Швейцария, но, к сожалению, вряд ли можем похвастаться, что и промышленность наша развита лучше. Я даже как-то хотел написать статью "КПД паровоза или как оценить нашу эффективность". Так вот КПД паровоза – повыше будет по сравнению с тем, как ведется подготовка специалистов во многих отечественных вузах.

У нас есть заказчик. Это студент, который здесь тратит свое время, пытаясь получить знания. Он же выбрал Техноложку, придя на первый курс! А мы оправдали его ожидания своей работой или нет? Время непростое, но в это время надо поднапрячься.

Хочу поблагодарить людей, которые со мной были все это время – коллектив Техноложки. Ведь руководитель не только должностное лицо, но и в некотором смысле человек, который представляет вуз во внешней среде, доказывает то, как нужно отстраивать его настоящее и будущее. И это, безусловно, общение с людьми, которые здесь работают и учатся или еще собираются связать свою судьбу с нашим учебным заведением. В общем, это такая многоплановая, многоемкая работа – попытаться абсорбировать все самое хорошее и полезное, предлагать идеи, которые могут быть приняты или не приняты, воплощать их в жизнь.

К сожалению, невозможно собрать вместе наш большой коллектив в одном зале – десять тысяч студентов и тысячу сотрудников с преподавателями. Видимо, если на стадионе только! А за пять лет моего руководства этих людей должно быть еще больше. Искреннее спасибо всем вам. И я никогда не откажу никому из своих бывших и нынешних коллег ни в общении, ни в возможности поддерживать будущем рабочие отношения.

Беседовал Игорь Тимофеев

источник: Росбалт

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы