Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Что выгодно Минфину – невыгодно школам

04 мая 2015 23:14

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото с сайта www.ng.ru
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото с сайта www.ng.ru
Счетная палата РФ провела аудиторскую проверку по итогам оптимизации сферы образования. Согласно результатам проверок, расходы на содержание образовательных организаций после мероприятий правительства нисколько не уменьшились, а даже возросли.

Всего, как сообщается в отчетном докладе, зачитанном на недавней коллегии Счетной палаты, в 2014 году в рамках оптимизации было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. В 2015–2018 годах планируется ликвидировать еще 3639 организаций. Общие цифры сокращений выглядят так: количество организаций дошкольного образования уменьшится на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – на 14,7%.

Общий вывод палаты таков: мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети школ и вузов, без учета планируемых к открытию учреждений и без должной оценки потребностей населения. В качестве примера приводятся следующие цифры. В прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. В то время как демографический прогноз Росстата сообщает нам, что к 2020/21 учебному году государству потребуется на 2,5 млн мест больше, чем их было в 2013 году. Счетная палата напоминает, что ликвидация и реорганизация сферы образования только набирают обороты. До 2018 года еще 870 школ стоят в списке на сокращение.

Но есть и другие примеры. В Чувашской Республике в деревне с численностью чуть более 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60% выстроена школа на 165 учеников.

Минфин, который, как известно, нацелен на минимизацию расходов, окажется разочарован. Проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а даже возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%.

Одной из причин этого явления, полагает автор доклада на коллегии и аудитор Счетной палаты Александр Филипенко, нужно считать присоединение мелких учебных заведений к более крупным в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения ими зданий и сокращения занимаемых ими площадей. Это не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций.

Анализ Счетной палаты свидетельствует, что оптимизация не улучшила ситуацию с низкой доступностью образовательных услуг для сельских жителей. Например, 9,5 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 человек до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов. А 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. В Вологодской области, например, 17% населенных пунктов не имеют детских садов, а в Астраханской – 89%. Почти 6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 человек до 1,5 тыс. человек вообще не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы местному населению приходится, преодолевая более 25 км. Для помощи населению Александр Филипенко предлагает развивать семейный тип обучения, используя при этом еще и дистанционные технологии в ряде населенных пунктов страны.

Счетная палата отмечает также неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местностях. Например, сегодня гораздо меньше детей и подростков в возрасте 5–18 лет охвачено общим и профессиональным образованием, чем это выглядит в планах правительства. Полагали, что показатель уже должен бы достигнуть 99%, однако сегодня он значительно ниже, особенно в сельской местности. Например, в Ставропольском крае в 2014 году значение показателя в городской местности составляет 55,3%, а в сельской – всего 5,16%. В Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5% и в сельской – 23% от планируемых правительством показателей.

Как напоминает Счетная палата, итогом оптимизации предусматривалось повышение заработной платы работникам сферы образования. Проверки показали, что заработная плата возросла не во всех организациях. Например, она осталась на прежнем уровне для педагогов в заведениях дошкольного и общего образования, а также в учрждениях для детей-сирот.

Между тем Минфин РФ предлагает правительству вернуться к идее оптимизации госрасходов на школы и вузы. Он считает, что политика слияния учреждений, сокращения персонала и продажа освободившихся излишков – цель верная и оправданная. Сейчас, как оказывается, еще и "подкрепленная" результатами проверок.

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы