Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 20 апреля 2024 г., суббота     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Российским университетам следует наращивать репутацию за счет научно-исследовательской активности"

24 апреля 2015 23:58

Ректор НГУ, доктор физико-математических наук Михаил Федорук. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор НГУ, доктор физико-математических наук Михаил Федорук. Фото с сайта www.strf.ru
Качественное образование всегда считалось одной из визитных карточек СССР и России, его правопреемницы. Но сегодня всё, и даже репутацию, стремятся измерить в баллах и процентах – так будет легче ориентироваться в потоке информации – и до недавнего времени российские вузы показывали не самые лучшие результаты в международных рейтингах.

Тем не менее, с начала реализации Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), ситуация стала меняться к лучшему, и российские вузы из регионов тоже стали занимать достойные позиции в независимых исследованиях. Одним из первых результат показал Новосибирский государственный университет (НГУ), за год поднявшись на 24 строчки в рейтинге QS, который учитывает не только успехи в образовательной деятельности, но и академическую активность.

Ректор НГУ, доктор физико-математических наук Михаил Федорук рассказал STRF.ru о том, как российский вуз может пробиться в топ мировых университетов .

Михаил Петрович, давайте начнём с интересных событий. В 2014 году в НГУ было открыто 33 научные лаборатории совместно с институтами СО РАН, 3 зеркальные лаборатории, 13 коллабораций по физике высоких энергий, элементарных частиц и по наукам о жизни. Расскажите, пожалуйста, есть ли уже результаты работы этих подразделений?

– Безусловно, результаты есть, и они внесли ощутимый вклад в публикационную активность НГУ, которая значительно сказывается на рейтингах, в том числе.

Так, 33 совместных научных лаборатории за 2014 год опубликовали 544 публикации с суммарным импакт-фактором 1534,95; коллаборационные лаборатории принесли университету 179 публикаций с суммарным импакт-фактором 1076,63; 2 флагманские лаборатории опубликовали 12 статей с суммарным импакт-фактором 58,20; в зеркальных лабораториях вышло 19 публикаций с общим импакт-фактором 20,97. По результатам работы всех этих лабораторий выполнена 81 защита студенческих работ.

Кроме того, совсем недавно НГУ был принят в еще одну коллаборацию на Большом адронном коллайдере. Комитет коллаборации CMS озвучил свое положительное решение о сотрудничестве с лабораторией физики адронных взаимодействий Новосибирского государственного университета.

Что касается непосредственно рейтингов, за последний год университет улучшил свои позиции, причём сразу в нескольких (QS, RankPro, THE). В 2014 НГУ впервые попал в ТОП400 лучших вузов мира по версии рейтинга THE. Расскажите, пожалуйста, как удалось этого достичь? И каким опытом ваш университет мог бы поделиться с другими российскими вузами?

– Во внешней среде мы часто сталкиваемся с понятием "феномен НГУ". Как так получилось, что в ТОП400 лучших вузов мира Россию представляют только два вуза – МГУ, столичный университет с 250-летней историей и НГУ, сравнительно молодой региональный вуз?

Безусловно, наши успехи в первую очередь, связаны с уникальной моделью открытого университета.

Изначально НГУ задумывался как университет нового типа с целью готовить первоклассные кадры для научных институтов СО РАН. Уникальный принцип образования, заложенный в университете с самого начала – обучение через генерацию новых знаний, через исследования. Большинство преподавателей НГУ – это действующие ученые, чья основная деятельность – наука, именно такие люди способны научить особому образу мышления, решать нестандартные задачи, мыслить нешаблонно. Для меня огромная честь быть ректором университета, в котором более 80% преподавателей – совместители, научные сотрудники институтов СО РАН, люди, которые сегодня формируют интеллектуальную элиту будущего.

Что касается продвижения в рейтингах, безусловно, тесная интеграция с Сибирским отделением РАН и здесь дает позитивные результаты: у университета практически нет собственной исследовательской базы – 85 базовых кафедр НГУ расположены на территории институтов Академгородка. Безусловно, подобное положение дел позволяет нам увеличивать такие позиции, как число публикаций в журналах мирового уровня, число цитирований на одного преподавателя, на одну статью. Это бесспорное преимущество для университета, как для участника Проекта 5-100, но и другие университеты показывают хорошую динамику, и это радует – мы должны помнить, что продвигаем не отдельные вузы, но, в целом, уровень российского образования на мировой арене.

Международные рейтинги во многом строятся на оценке самих экспертов, самих учёных. Т.е. в глазах научной общественности НГУ, в частности, за последний год сильно прибавил позиции. Как вы думаете, помимо публикаций, что ещё этому способствовало?

– Во всех рейтингах, будь то рейтинг QS или THЕ, академическая и научно-исследовательская репутация являются определяющими составляющими. Например, в рейтинге QS 40% – это академическая репутация, 10% – это репутация среди работодателей, 20% – число цитирований на одного преподавателя. Но, безусловно, сопоставляя университеты, которые входят в ТОП100 в любых мировых рейтингах, вы увидите, что

академическая репутация и отзывы экспертов в значительной степени коррелируют с качеством научной деятельности университета.

За очень редким исключением, если университеты не имеют первоклассных публикаций и высокого уровня цитирования своих публикаций, им удаётся "накрутить" академическую репутацию. Грубо говоря, российские университеты не могут получить хороших отзывов респондентов, которые на 85% представлены западными экспертами, если у них не будет приличного уровня публикаций.

В этой связи, на мой взгляд, и НГУ, и другим российским университетам следует наращивать свою репутацию именно за счет научно-исследовательской активности, и я уверен, нам это под силу. Это мое твердое убеждение.

Сейчас, насколько мне известно, есть 4 проекта федеральной целевой программы по приоритетным направлениям исследований и разработок, которые ведутся в вашем университете. Вы не могли бы рассказать или об этих программах, или ещё о каких-нибудь интересных исследованиях, которые были запущены в НГУ в последние годы?

– В первую очередь, следует отметить успехи НГУ в реализации мегагрантов, выигранных в нескольких открытых публичных конкурсах Правительства России для государственной поддержки научных исследований. В НГУ по постановлению № 220 было запущено 8 мегагрантов, руководитель каждого – ученый с мировым именем, два проекта возглавляют наши именитые выпускники В.Е .Захаров и С.К. Турицын. Стоит отметить, что НГУ входит в число лидеров среди российских университетов по количеству выигранных мегагрантов.

Что касается программы ФЦП, я возглавляю работы по одному из проектов– "Технология суперканала в волоконных линиях связи". Под суперканалом понимается объединение в рамках одного частотного канала нескольких подканалов, рассматриваемых при передаче как единое целое. Сами подканалы формируются так, чтобы минимизировать взаимодействие между ними при передаче. Данная технология позволяет значительно повысить пропускную способность современных волоконно-оптических линий связи.

Если коснуться обучения студентов, были ли в последние годы какие-нибудь реформы, связанные с образовательной деятельностью университета?

– Образовательная деятельность университета – довольно консервативная область, как и образование в целом. Но если мы хотим выйти на рынок международного образования, нам, безусловно, необходимо модернизировать собственные стандарты, мы успешно работаем над внедрением англоязычных программ.

Разработано несколько англоязычных образовательных программ. Прежде всего, в области экономики, математики и в ряде других дисциплин.

В целом, мы довольно активно развиваем международное сотрудничество.

Если говорить об уникальных проектах, то это, в первую очередь, Китайско-российский институт, который фактически представляет собой отдельный факультет университета в Харбине. Здесь ведется подготовка по шести направлениями: физика, химия, биология, математика, юриспруденция и экономика.

На первый курс ежегодно поступают примерно 180 китайских студентов. В начале второго года в Китай отправляется "десант" наших преподавателей, которые читают ускоренные курсы в течение месяца. Через 3 года студенты приезжают в НГУ, чтобы продолжить обучение и защитить степень бакалавра. Если все складывается удачно, выпускники получают два диплома: Китайско-российского института и Новосибирского государственного университета.

Говоря о реформах, следует отметить и те успешные наработки, которые нужно исключительно развивать, но не менять – в нашем случае, это модель непрерывного образования, когда через олимпиады школьники поступают в специализированную физико-математическую школу, СУНЦ НГУ ("Специализированный учебно-научный центр"). Подобных школ в России всего четыре. Это структурное подразделение университета, где ребята обучаются от года до трех. Более 2/3 выпускников СУНЦ НГУ училось в нашем университете.

Сегодня часто можно услышать про возможные модели "инновационных поясов". Мне кажется, что модель Новосибирска, где есть опыт работы Новосибирского Академгородка и "пояс" высокотехнологичных компаний, исключительно удачна. Фактически со школьной скамьи ребят готовят к поступлению в университет. Помимо специализированной школы, мы сейчас активно работаем с губернаторскими классами, которые открыты в области. Далее вчерашние школьники становятся студентами, а после окончания обучения распределяются в институты Академгородка, либо уходят в бизнес или высокотехнологичные компании. Так,

80% резидентов Технопарка Новосибирского Академгородка – выпускники НГУ.

Возвращаясь к вопросу интернационализации, недавно Новосибирский государственный университет посетил Фидель Кастро. Были ли достигнуты какие-то договоренности?

– Да, все верно, в конце марта мы встречали кубинскую делегацию во главе с Фиделем Кастро, сыном великого революционера. На родине Фиделито курирует сферу науки. В результате встречи были достигнуты предварительные договоренности об организации обмена студентами, создании совместных магистерских и аспирантских программ подготовки, а также о расширении сотрудничества между физико-математическими школами двух государств.

Кроме того, Фидель Кастро отметил то, что на Кубе создан современный технологический центр, на базе которого можно проводить совместные российско-кубинские исследования в области ядерной медицины и нанотехнологий.

Каковы дальнейшие планы университета как в образовательной сфере, так и в научной.

– Долгосрочная цель – попасть в ТОП100 лучших университетов мира. Задача на среднесрочный период – развивать органичную для нас модель открытого университета, укреплять интеграцию с институтами Новосибирского Академгородка. В рамках участия в Проекте 5-100, мы выделяем 5 основных векторов приложения сил:

1. Более тесная интеграция НГУ и институтов СО РАН;

2. Повышение уровня английского языка среди студентов и преподавателей;

3. Строительство инженерной школы;

4. Выстраивание системных коммуникаций с работодателями;

5. Работа с выпускниками.

Болохова Ксения

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы