Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Взять все, да и оптимизировать

23 апреля 2015 23:36

Фото с сайта www.government.ru
Фото с сайта www.government.ru
Минфин России предложил правительству оптимизировать расходы на школы, вузы, больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения. "Коммерсантъ" напоминает, что правительство уже начинало подобную оптимизацию в 2010 году, однако три года назад она была приостановлена. Теперь крупные бюджетные учреждения вновь предлагается сливать с мелкими, персонал сокращать, а излишки освободившего имущества продавать.

Данные предложения Минфин представит 23 апреля в Белом доме на заседании правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. План министерства называется "Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений".

Как отмечают в Минфине, основная проблема, – это низкая производительность труда в бюджетном секторе, то есть в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся. В документе говорится, что численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а количество специалистов в образовании и здравоохранении — "превышает значительно".

Авторы документа при этом отмечают, что расходы на здравоохранение и образование в последние годы растут, однако качество оказываемых услуг повышается недостаточно. В Минфине утверждают, что проходящая сейчас реформа отрасли "идет медленно", так как количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля бюджетных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" и доходит до 95%.

Минфин напоминает, что в 2010 году был принят федеральный закон N83, который был призван приспособить 330 тысяч бюджетных учреждений к работе в рыночных условиях. Для этого их разделили на две части. Первую составили учреждения, способные зарабатывать (в основном из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры). Вместо работы по смете они стали оказывать услуги на основе госзадания (получая субсидии из соответствующих бюджетов), а все доходы от платных услуг оставлять себе. Неспособные выйти на рынок (национальная оборона, пенитенциарная система и др.) преобразовались в казенные учреждения и остались в смете государства. Разделение завершилось к июлю 2012 года, при этом эксперты указывали на формальный характер реформы: "на места" не были спущены четкие критерии разделения учреждений, в перечнях услуг не было показателей качества, а нормативные затраты на оказание услуг определили по принципу "как сейчас". В итоге жестко настаивать на продолжении реформы в 2012 году Минфин не стал.

В рамках нового этапа реформы Минфин предложил довести "состав и содержание госуслуг" до определенных властями стандартов при одновременном повышении их качества и доступности. Особое внимание в плане уделяется оптимизации управления имуществом. Так, мелкие учреждения и организации, загруженные менее, чем на 50%, предлагается сливать с более крупными. Образовавшееся после укрупнения "излишнее имущество" планируется распродавать.

Кроме того, предлагается перейти к оказанию госуслуг на конкурентной основе, фактически отдав часть их в частные руки, однако для этого еще потребуется принять соответствующий федеральный закон. Наконец, с 2017 года в Минфин предлагает отказаться от содержания госимущества "в спящем режиме", в том числе от частичной оплаты коммунальных счетов.

Что касается увольнений и сокращений в той или иной отрасли, то их объемы в документе не записаны.

Издание напоминает, что в России оптимизация системы здравоохранения началась раньше, чем в Москве, – еще в январе 2014 года. Всего за прошлый год были сокращены 90 тысяч медиков и реорганизованы около 350 медучреждений, но медпомощь от этого, как следует из отчета Счетной палаты, не стала ни эффективнее, ни доступнее. Так, по данным аудиторов, число умерших в стационарах за год выросло на 3,7%, а объем платных медуслуг увеличился почти на четверть.

Отметим, что реформа здравоохранения проходит в рамках выполнения майских указов президента Владимира Путина, который поручил довести зарплату врача до 200% от средней в регионе. За четыре года оптимизации число больниц должно сократиться на 11%, а поликлиник — на 7%. В презентации Минфина также говорится об идее выделения социально незащищенным слоям населения, например, инвалидам и пенсионерам, специальных коек в больницах (финансируемых из бюджетов, не по системе ОМС). Однако их число не приводится.

Как отметил в беседе с газетой глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский, в Минфине не учитывают, что расходы на здоровье граждан как инвестиция видны только через три поколения. При этом Северский также обратил внимание на выводы Счетной палаты. "Чтобы в платном сегменте был прирост на 24%, в бюджетном секторе должны быть куда большие сокращения. Ведь не все граждане могут позволить себе платную медицину". "Если слушать Минфин, с государственным здравоохранением придется вообще расстаться", — добавил эксперт.

В свою очередь, глава думского комитета по здравоохранению Сергей Калашников назвал разумной идею Минфина снизить уровень госпитализации, переложив нагрузку на поликлиники. Правда, уточнил он, если данная идея будет реализована, как в Москве, когда количество коек в стационарах сократили, а поликлиники совершенно не подготовили к новым нагрузкам, это приведет к ухудшению качества здравоохранения. Качество же, по словам депутата, и без того ухудшилось, потому что от губернаторов очень жестко требуют исполнения указа президента о повышении зарплаты бюджетников, а лучший способ для этого при нехватке денег — сократить работников, за счет чего повысить зарплату оставшимся.

"Есть два вида недовольства граждан, которые легко перерастают в социальный протест — недовольство качеством здравоохранения и услугами жилкомхоза", — предупредил Калашников.

Масштабные реформы планируются и в сфере образования. Минфин предлагает распространить практику слияния школ и детсадов, которая была опробована в Москве, на всю страну. В министерстве указывают, что таким образом удастся сэкономить на бухгалтерии, юридическом сопровождении и кадровой работе.

Кроме того, Минфин предлагает создать в школах центры коллективного доступа. Такая модель существует в высшей школе, когда студенты из разных университетов по очереди занимаются на дорогостоящей технике. При этом в министерстве считают слишком расточительным оплачивать школе полный штат преподавателей, поэтому "учителя-предметники" станут преподавать по графику сразу в нескольких учебных заведениях. Очевидно, что в таком случае "высвободившихся" преподавателей школам можно будет уволить, отмечает газета.

"Понятно, что Минфин хочет сэкономить на бюджетниках, но меры, которые они предлагают, не просто вредные. Они еще и нереализуемые",— заявил изданию сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов.

По его словам, сейчас и так четверть школьных преподавателей "не от хорошей жизни" являются совместителями, однако увеличить их количество не удастся, ведь невозможно разработать общее для нескольких школ расписание. Кроме того, каждый директор должен под угрозой увольнения выполнять указы Владимира Путина о средней заработной плате учителей. Совместители при этом не учитываются, поэтому большинство руководителей школ избавляются от них, чтобы повысить зарплату штатным преподавателям. По мнению Демидова, "негативные последствия реформы сведут на нет любую экономию".

Курс Минобрнауки, взятый на сокращение числа вузов, Минфин также поддерживает и стимулирует. Авторы плана предлагают активнее закрывать вузы с низкими показателями (в 2014 году неэффективными были признаны 72 вуза и 492 филиала), а оставшиеся учебные заведения, за исключением военных, предлагается переподчинить Минобрнауки — также в целях сокращения управленческих затрат. Сейчас 204 высших учебных заведения из 476, открытых во всей стране, подчиняются не Министерству образования, а сторонним ведомствам — Минздраву, Минтрансу и другим.

Впрочем, представители ректорского сообщества уже раскритиковали данную инициативу. "Я не понимаю, каким образом переподчинение нашего вуза от МИДа к Минобрнауки поможет улучшить бюджетную ситуацию",— заявил ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Он отметил, что ведомственная подчиненность — не только документооборот и бюрократия, но и вопрос содержания образования. "В нашем случае сотрудники МИДа активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе", – добавил Торкунов.

Тем не менее, отмечает газета, Минфин выбрал для возобновления реформ относительно удачное время. Продвижение таких проектов еще возможно до непосредственного наступления предвыборной кампании в Госдуму, за которой последует старт и президентской кампании.

Кроме того, подготовка бюджета на 2016-2018 годы в любом случае потребует оптимизации госрасходов. Наконец, ситуация на рынке труда в 2015 году также вполне способствует сокращению персонала в госсекторе. Издание отмечает, что ожидаемого роста безработицы даже на 1 процентный пункт не произошло, спад в экономике пока предполагается умеренным, однако общая риторика властей позволяет продолжать реформу, объясняя сокращения влиянием экономического кризиса.

источник: Полит.Ру

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы