|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Арктику предлагают освоить "всем миром"29 марта 2015 22:46
Выяснить мнение региональных экспертов о том, как отразится кризис на нефтегазодобыче в Арктике, решили аналитики Института региональных проблем, проведя в январе-феврале 2015 года исследование. Они взяли глубинные интервью у более 100 представителей органов власти, бизнеса, научного сообщества, НКО и СМИ из 9 российских регионов, вовлечённых в разработку Арктического шельфа. Использование огромного потенциала минерально-сырьевой базы шельфа станет драйвером развития удалённых регионов России, местной промышленности (её доля в ВВП России составляет около 12%), считают 72% респондентов, сообщил руководитель исследования, профессор Михаил Бочаров. Так, по мнению директора Научного центра изучения Арктики Святослава Алексеева, участвовавшего в опросе, "будут развиваться новые технологии, и это станет основой как социально-экономического роста, так и развития нефтегазовой отрасли". Останавливать уже начатые в Арктике работы по освоению месторождений нефти и газа в условиях кризиса и неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке углеводородов не надо – такое мнение высказали 57% опрошенных. Один из главных аргументов "за" – консервация работ дороже, чем их продолжение. Остановка "повлечёт торможение развития науки и отставание в технологиях", утверждает проректор Сибирского федерального университета Сергей Верховец. Аргументация высказавшихся "против" (16% респондентов) – в условиях кризиса надо сосредоточиться на проектах, которые принесут отдачу в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же перспективе расширение шельфовых объектов в Арктике надёжно обеспечит энергетическую безопасность России – так думают 74% региональных экспертов. Из них 82% утверждают: освоение нефтегазовых запасов даст импульс развитию перспективного транспортного ресурса – Северного морского пути. Основной вывод исследования: большинство региональных экспертов выступают за продолжение шельфовой нефтедобычи, поскольку даже в сложных экономических и политических условиях она является локомотивом развития арктических регионов России. Результаты опроса, по словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва, подтвердили вывод прошлогоднего исследования о роли арктической нефтегазодобычи в развитии регионов России: "Без крупных экономических проектов, из которых именно сырьевые (нефтяные и газовые) являются ключевыми, развитие северных регионов станет невозможным". Результаты нового исследования института, как сказал Дмитрий Журавлёв, будут представлены в Совете Федерации – палате регионов. Где взять средства? Следующий за проведённым исследованием этап – работа профессионалов, которые с учётом высказанного региональными экспертами мнения могут выработать системный подход к проблемам и перспективам разработки Арктического шельфа, полагает генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепёхин. Он видит три формата дальнейшего освоения Арктики: программу-максимум, которая была разработана и начала осуществляться; программу-минимум, учитывающую форс-мажорные обстоятельства (экономические санкции, отсутствие источника крупных инвестиций в этот регион и прочее), и программу-оптимум. Оптимальный формат предполагает продолжение работ, дающих краткосрочный эффект, и приостановку вложений в ресурсоёмкие проекты за Карским морем, где условия добычи осложнены. Есть и системная задача по освоению Арктики, на которую обратил внимание генеральный директор Института ЕврАзЭС. Её решение, наряду с нефтегазодобычей, означает развитие Северного морского пути, разработку других месторождений (олова, золота, платины), а также производство морепродуктов. Но где сейчас взять деньги на нефтегазодобычу – локомотив роста северных регионов? По мнению Владимира Лепёхина, в качестве инвестиционных партнёров надо привлекать страны Арктического совета, включая Норвегию, Канаду и США (даже в условиях санкций!), ибо их участие в общих проектах по освоению Арктики неизбежно. Ключевыми партнёрами могут стать страны Евразийского экономического союза, поскольку предстоит сформировать единое энергетическое пространство EврАзЭС. Не стоит забывать и о странах БРИКС и ШОС – их, в частности Китай, можно подключать к разработке не нефтегазовых месторождений. Экономико-технологический аспект Позиция президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова: "Сегодня, не только из-за кризиса, как никогда важна чёткая расстановка приоритетов, чёткое понимание этапности выполнения задач". Разработка новых месторождений на шельфе, даже если иметь в виду геологоразведку через бурение параметрических скважин, – это, с финансовой точки зрения, мегапроект. Для реализации его стартового этапа, предшествующего промышленной добыче, потребуются десятки миллиардов долларов инвестиций. В нынешних условиях Россия "может позволить себе лишь ограниченное число мегапроектов, и их выбор должен происходить не на корпоративном или региональном уровне, а на общенациональном уровне", уверен Михаил Ремизов. По его словам, согласно экспертной оценке академика Алексея Конторовича, промышленная добыча на шельфе возможна лишь к 2050 году. Для того чтобы выйти на эти рубежи, уже сейчас необходимо заниматься геологоразведкой. Но не на стадии сверхдорогого бурения, которым российские сервисные компании на Арктическом шельфе не занимаются, а на предшествующей стадии – геофизических и сейсмических исследований. Здесь у нас есть вполне конкурентоспособные компании, которые пока больше работают на зарубежных заказчиков. Президент Института национальной стратегии сделал акцент на развитии собственной технологической базы нефтегазодобычи, что решило бы и вопрос импортозамещения. Он уверен, что до тех, пока мы не поднимем отрасли обрабатывающей промышленности – судостроение и энергетическое машиностроение, "форсировать новые дорогостоящие технологически ёмкие проекты не стоит". Также важно развивать инфраструктуру, прежде всего транспортную. И здесь особую роль играет Северный морской путь – как в вывозе из Арктики ресурсов, так и в транзите. Соответственно, предстоит реконструировать резервные ледоколы и построить новые. Поскольку в ближайшее время, по мнению Михаила Ремизова, потребуется обеспечивать безопасность российской части Арктического шельфа, развивать инфраструктуру придётся с учётом двойного применения.
Горбатова Анна
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |